В Москве прошел первый и уникальный в своем роде конкурс молодых оперных режиссеров «НАНО-опера». Какова идея?!
Ничего подобного в России, да и в СССР, никогда не проводилось. Профессия оперного режиссера – штучная, никому и в голову не приходило придать этой функции соревновательность. Дмитрий Бертман, придумавший и организовавший конкурс на базе своего театра «Геликон-Опера», говорит, что подсмотрел идею на одном из европейских конкурсов, но значительно видоизменил концепцию. Поддержка молодых режиссеров в России вообще тема больная, но тут – буквально из ряда вон выходящее событие.
Было это так. Сначала был объявлен конкурс экспликаций. Из 30 заявок жюри (о нем позднее) на первом этапе отобрало 10 счастливчиков, которых пригласили в Красноярский театр оперы и балета на творческую лабораторию-тренинг. Заключительные этапы прошли в театре «Геликон-Опера» с 26 по 28 марта. Этой десятке предложили на выбор все (!) текущие спектакли «Геликона», вместе с артистами, и задачей молодых режиссеров стало новое прочтение уже готовых сцен – арий, дуэтов и, на последнем этапе, массовых сцен. Трудно себе представить такое, скажем, в Большом театре или «Ла Скала», но в «Геликоне» атмосфера настолько творческая и непринужденная, что все солисты, все заслуженные и народные, мигом согласились поработать с совершенно неизвестными им режиссерами. И не просто поработать, а фактически менять все мизансцены и трактовки в режиме реального времени. По условиям конкурса, у режиссера было только полчаса на то, чтобы познакомиться с артистами и представить им свое видение выбранной сцены.
Все остальное проходило на глазах жюри, медиа-жюри из ведущих журналистов, и… зрителей. Во время отведенных им 15 минут конкурсанты должны были успеть объяснить задачу, расставить мизансцены, не забыть про свет и звук, а главное – на ходу перемикшировать выстроенные «Геликоном» постановки на свой лад. Как правило, от исходника оставались лишь выученные вокальные партии, да и те на ходу меняли свою окраску, а зависимости от задач, заданных конкурсантами солистам и хору «Геликон Опера».
Участники конкурса «НАНО-опера»: Юлия Файн, Дмитрий Белянушкин, Георгий Дмитриев, Дмитрий Исаичев, Капитолина Цветкова-Плотникова, Филипп Разенков, Елизавета Бондарь, Павел Сорокин, Алексей Франдетти, Татьяна Миткалёва
Получилось необыкновенное зрелище. Молодые режиссеры (до 35 лет) старались уместить в одну сцену и креативную трактовку всей оперы, и современный подход к оперному действию, и продемонстрировать свое умение работать с артистами. И тут надо сказать множество добрых слов про артистов «Геликона». Их пластичность, умение на ходу менять характеры и задачи персонажей, - оказались выше всяких похвал. Вряд ли в России нашелся еще один подобный театр, примы которого стерпели бы столь сиюминутной смены обстоятельств, иногда не слишком деликатного обращения с ними неопытных режиссеров, - и при этом столь самоотверженно работавших на сцене на глазах у публики.
Большинство финалистов конкурса предсказуемо оказались из московской и питерской школ, и некоторые из них – уже достаточно известны. Например, Дмитрий Белянушкин активно работает в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко как режиссер-постановщик, Елизавета Бондарь ставила в самом «Геликоне» и в той же Красноярской опере, Дмитрий Исаичев – режиссер-постановщик в театре п/р А.Джигарханяна, Алексей Франдетти известен как актер театра Оперетты, Станиславского и театра Мюзикла п/р М.Швыдкого, засветившись в мюзикле Zorro. Есть и яркие необычные персонажи – таков высоченный Георгий Дмитриев, бас ташкентского театра оперы и балета, солист театра «Ильхом» и лауреат первой премии Конкурса актерской песни имени А.Миронова.
Жюри «НАНО-оперы» составила весьма представительная компания. Возглавили его худрук «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман и руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков (впрочем, так и нашедший времени на просмотры). А также – гендиректор Польской Оперы Вальдемар Дабровски, худрук Театра им.Н.Сац Георгий Исаакян, гендиректор Литовской Оперы Гинтаустас Кявишяс, худрук Шотландской Оперы Алекс Редийк, генинтендант театра Карлсруэ Петер Шпулер, режиссер Эстонской Оперы Нееме Кунингас, канадский оперный режиссер и либреттист Мэрилин Гронсдал и итальянский импресарио Валерио Тура.
Жюри свой выбор не комментировало, однако после третьего тура высказало некоторые общие оценки. Главной похвалой в адрес конкурсантов стала оценка их креатива, а главной претензией – избыток внимания на реквизит и недостаточное внимание на актерские личности. Тем не менее, итоги подведены – награждение прошло 29 марта в «Гоголь-Центре».
Режиссирует Дмитрий Белянушкин. Дуэт Вителлии и и Секстуса из оперы «Милосердие Тита» В. А. Моцарта. Лариса Костюк
Grand Prix конкурса «НАНО-опера» (премия 100 000 рублей и право на постановку спектакля на исторической сцене «Геликон-оперы») была присуждена Дмитрию Белянушкину, наиболее «консервативному» из конкурсантов, но более других показавшему умение работать с психологией героев.
Режиссирует Георгий Дмитриев. Сцена снежной бури из «Кащея Бессмертного» Н. А. Римского-Корсакова. Царевна - Анна Гречишкина, Кащей - Владимир Болотин, артисты хора
I-я премия (70 000 рублей) досталась харизматичнейшему Георгию Дмитриеву, во всех отношениях продемонстрировавшему высочайший профессионализм. То, что ему не досталось Гран При – можно считать первым очевидным скандалом первого конкурса. Небольшим утешением можно считать груду остальных наград - приз зрительских симпатий, и призы от радиостанций «Орфей» и журнала «Музыкальная жизнь». NEWSmusic.ru также присоединяется к этим награждениям.
II-ю премию (50 000 рублей) получила Татьяна Миткалева, ассистент режиссера в ряде спектаклей Большого театра и театра Станиславского и Немировича-Данченко. III-я премия (30 000) – у Павла Сорокина, режиссера Ростовской консерватории. Выбор именно этих лауреатов также остался загадкой от жюри.
Главный приз медиа-жюри - награда телеканала «Культура» досталась Юлии Файн, отлично проявившей себя в комических сценах, но по неизвестным причинам выбывшей после II тура. Приз «Российской газеты» получил Дмитрий Белянушкин. А Татьяне Миткалёвой достался специальный приз театра имени Н. И. Сац - право на постановку спектакля.
Режиссирует Алексей Франдетти. Сцена карнавала из оперы «Запрет на любовь». Люцио - Андрей Паламарчук, Антонио - Владимир Болотин, Анжело - Дмитрий Скориков, Даниэли - Андрей Орехов, артисты хора
Стоит отметить такого яркого и неординарного режиссера, каким показал себя Алексей Франдетти – острые, на грани скандала, современные оперные трактовки и совершенно блистательное умение работать с массовкой. Достаточно сказать, что в «Карнавале» Вагнера он заставил целоваться артистов со зрителями, и провел сознательную акцентировку гей-темы, - возможно, избыточную, но аргументированную и осмысленную. Такая опера тоже должна существовать, нельзя отказывать ей в праве на озадачивание зрителей. Специальный приз Красноярского государственного театра оперы и балета - это хорошо, но явно мало для такого одаренного режиссера.
Возможно, ультраконсервативный выбор жюри, если не сказать реакционный, был обусловлен его составом. Но не стоит забывать, что задача направлять молодых творцов в русло психологического театра высоких чувств изначально предписана всем подобным конкурсам. Перенесение действа классических опер в современность и активная работа с аксессуарами, вроде мобильных телефонов, Скайпа, любой постановочный выпендреж в ущерб тонкости психологии персонажей всегда будет и должны восприниматься настороженно. Это как взращивание актера – пока нет правды чувств, любые формальные находки и приспособления выглядят отвлечением от главного.
Исходная проблема любых подобных конкурсов – как достичь за 15 минут работы с артистами вершин психологической правды. Понятно, что это невозможно даже теоретически. Поэтому конкурсанту приходится выбирать между эффектной постановкой в его видении и быстрой работой с образом артиста, секундомер-то тикает. Далеко не факт, что умеющий эффектно работать с формой далек от психологической правды, и наоборот. Даже в тех явно тепличных условиях, которые создал театр Бертмана, выявить режиссерский креатив возможно, а вот понять, насколько глубоко режиссер погружается в правду образа героев, - практически невозможно. Слишком мало времени. На первом конкурсе жюри пошло по пути заведомого стереотипа: если режиссер больше времени в отведенные 15 минут уделяет взаимоотношениям героев, а не новизне прочтения оперы, то он более глубок. Но это заведомый тупик. Другая крайность – внимание прежде всего на трактовку, тоже очевидно тупиковая. Так что впереди у безусловно нужного и фантастически удобно организованного конкурса – поиск решения по выходу из этих двух крайностей. Процесс будет крайне интересен, и наверняка во многом предопределит вектор возрождения русской оперной школы.
Возможно, стоит изменить формулу конкурса, и дать возможность отобранным финалистам хотя бы час или полчаса поработать над сценой, - за такое время реально выявить не только креативность общей концепции, но и глубину постижения образов и музыкальной драматургии. Быстро такие дела не делаются. Какие-то решения находить необходимо, и первый конкурс это явственно показал.
И все же. Насколько же вовремя и насколько актуален оказался конкурс молодых оперных режиссеров! Усилия Бертмана невозможно переоценить.
Гуру КЕН
Фото - Анастасии Дитковской и Светланы Городовой, Геликон-Опера
Еще фото:
Режиссирует Капитолина Плотникова-Цветкова. Ария Графини Гешвиц из оперы «Лулу» А. Берга Павел Сорокин, Лариса Костюк.
Режиссирует Елизавета Бондарь. Ария Царицы Александры из оперы «Распутин» Дж. Риза. Наталья Загоринская, Евгений Ксёнда, Дмитрий Хромов, Николай Галин
Режиссирует Татьяна Миткалёва. Дуэт Пирама и Фисбы из оперы «Пирам и Фисба» Дж. Ф. Лэмпа. Дмитрий Хромов, Анна Гречишкина, артисты хора
Режиссирует Юлия Файн. Дуэт Риты и Гаспаро из оперы «Рита» Г. Доницетти. Дмитрий Овчинников, Татьяна Куинджи
Комментарии