Череду праздничных мероприятий в честь 100-летия Бориса Покровского открыл в неожиданном ключе музыкальный театр «Геликон-Опера».
Почему именно «Геликон»? Ответ очевиден: сам Дмитрий Бертман является учеником Бориса Александровича, и маэстро в свое время немало поспособствовал своим непререкаемым авторитетом присвоению театру Бертмана статуса государственного театра, а позднее - реконструкции здания театра.
- Мы все получили обряд крещения в оперу у Бориса Александровича, имя Покровского звучит в наших стенах ежедневно, - говорит Дмитрий Бертман. - Именно поэтому назвали этот вечер «Покровским крещением». Борис Покровский не поставил у нас ни одного спектакля, но мы считаем «Геликон» внучатым театром Покровского: он был здесь, разбирал наши спектакли. Он знал всех артистов «Геликона», со многими из них работал в других театрах. Он нас посвятил в оперу!
На вечер приехала вдова маэстро, знаменитая певица и педагог Ирина Масленникова. Зал заполнился близкими, родными и коллегами Бориса Покровского: дочь Алла Покровская, сын Александр Покровский, внук и популярный актер Михаил Ефремов, солисты Большого театра Николай Цискаридзе, Александр Ворошило, Георгий Ансимов, Алексей Масленников, Юрий Веденеев, Владимир Редькин, Владислав Пьявко, Маквала Касрашвили, главный дирижер Камерного музыкального театра Владимир Агронский и многие другие.
Дмитрий Бертман придумал эффектный, хотя и рискованный ход. Вместо скучного гала-концерта он поставил перформанс, предложив артистам своего театра петь так, как это хотел и завещал Борис Покровский. А чтобы зрителям было понятнее, как именно смотрел на спорные вопросы оперы сам маэстро, между номерами на видеоэкране показывали фрагменты не вышедшего в эфир интервью Покровского с довольно резкими высказываниями и примерами. Интервью, с другой стороны, иллюстрирует поздние воззрения Покровского на оперную режиссуру, эволюция которых прекрасно известна по его книгам, от «Об оперной режиссуре» и «Размышления об опере» до «Когда выгоняют из Большого театра» и «Что, для чего и как?». Эволюция, впрочем, не затронула основополагающих тезисов Покровского – главным признаком оперы является драматургия, суть оперы – человековедение, режиссер создает синтетическое искусство, «слыша» действие и «видя» музыку. Главной заслугой Покровского можно считать убедительное внесение законов драматургической органики в оперную условность.
Как и следовало ожидать, ярче всего с предложенным заданием справились ученики Покровского, работавшие с ним в разных театрах.
Михаил Гужов глубоко и проникновенно прожил в образе Кочубея в сцене допроса из «Мазепы», задав высочайший уровень вечера. Лариса Костюк и Карина Флорес эмоционально разыграли дуэт Аиды и Амнерис из Верди.
Парадоксально и остро в трактовке Бертмана зазвучал квартет «Медам, я на себя взял смелость» из «Евгения Онегина» Чайковского. Разложенная на двоих, ария Шемаханской царицы из «Золотого петушка» в исполнении Марины Андреевой и Анны Гречишкиной подчеркнула невероятную мелодичность и изысканность Римского-Корсакова (в подтверждение словам Покровского с экрана о том, что это наивысшее достижение композитора в опере). Наталья Загоринская смогла найти напряженную внутреннюю драматургию в духовном шедевре Чеснокова «Да исправится молитва моя».
А вот с «Пиковой дамой» не задалось. Интригу задал сам Покровский с экрана: «Всеволод Мейерхольд как-то спрашивает меня – кто Герман, игрок или любовник? А я знал, что Мейерхольд всем доказывал, что он игрок. Чтобы сделать приятное Мейерхольду, я сказал, что игрок. Но всегда знал, что у Чайковского он – любовник. Я музыкант, я слышу партитуру. Это у Пушкина он игрок, а Чайковский написал его любовником. Слукавил я в разговоре с Мейерхольдом». Кто только не высказывался на эту тему… Мнение Покровского стало практически догматом в советской оперной критике.
Сам Покровский в своих постановках «Пиковой дамы» аргументировал свою позицию страстной музыкой Чайковского, а многочисленные «нелюбовные» пушкинские рефрены вроде «трех карт» наполнял романтическими долгими взглядами Германа, представляя его деловые интересы поводом для лавстори. Сегодня интересы Германа-игрока значительно понятнее не только публике, но и самим исполнителям. И… не получается свести все к романтике и вздохам. Вадим Заплечный искренне старается дать романтики, но против играет не только давний противник Покровского текст (одна фраза «Сколько вам жить осталось?» из уст «любовника» чего стоит), но и органика артиста: поиск денежных средств ему все-таки явно понятнее, чем любовь к оперной «старухе».
Надо же, что именно к 100-летию Бориса Покровского случилось чудесное обретение неопубликованной рукописи великого режиссера. История почти фантастическая. Соавтор Покровского Елизавета Дюкина недавно переехала на другую квартиру. Новые хозяева стали делать ремонт, и нашли ящик с рукописью и иллюстрациями к ней. Привезли к Масленниковой. Та опознала в ней книгу Покровского, которая была подготовлена к печати, но запрещена советскими властями к изданию, по разным причинам. Теперь книга готовится к выпуску, - символично, что такое случилось именно в столетний юбилей Покровского. Лучшего подарка оперной публике нарочно не придумаешь.
Гуру КЕН
Еще фото:
Михаил Ефремов
Комментарии