Помимо удовлетворения культурных потребностей белорусской публики, \'Славянский базар\' - это еще и конкурс молодых исполнителей, исправно проводящийся с 1992 года. Настоящий сборник представляет песни победителей и призеров этого состязания за всю его историю. Одного взгляда на трек-лист достаточно для возникновения ассоциаций с \'Евровидением\'.
Как и на этом всеевропейском смотре художественной самодеятельности, известные имена встречаются в списке участников крайне редко. Стилистическая политика обоих конкурсов также во многом совпадает. И там, и здесь правит бал старорежимная эстрада, у которой нет никаких шансов стать модной. Аранжировки не блещут современными ходами, а большинство песен абсолютно не годятся для радиопрослушивания или танцев.
Как ни удивительно, но формат \'Витебска\' - в понимании славянского слушателя - даже выигрывает по сравнению с его европейским старшим братом. Потому что конкурсанты, как правило, используют славянские мелодические приемы, часто обращаются к фольклорным напевам, которые, как ни крути, подсознательно знакомы даже русскому панку, и иногда, ничего не выдумывая, перепевают эстрадные шлягеры советского периода, всегда выигрышно смотрящиеся на фоне беспомощных новоделов этого жанра.
Еще одна аналогия: что в \'Евровидении\', что в \'Славянском базаре\' успех не гарантирует счастливой карьеры, а лишь придает победителю некое подобие ускорения - воспользоваться им еще надо суметь. Из участников данного сборника ни для кого, пожалуй, удача на \'Базаре\' не стала решающим фактором. Таисии Повалий, завоевавшей в Витебске Гран-при в 1993 году, понадобилось несколько лет, чтобы стать на Украине популярной певицей. То же можно сказать про Александра Пономарева, который получил вторую премию в 1994 году - кстати, автором его красивой конкурсной песни был Святослав Вакарчук. Через девять лет после \'Славянского базара\' Пономарев стал первым украинским участником \'Евровидения\', а еще через год его соотечественница Руслана Лыжичко выиграла этот конкурс.
Как вы уже догадались, Руслана тоже представлена в сборнике на правах обладательницы Гран-при \'Базара\' (1996). Уже тогда она питала пристрастие к фолк-музыке и к прилагательному \'дикий\': ее мелодичная композиция называлась \'Ой, летели дикие гуси\', но была не в пример спокойнее ее нынешних \'Диких танцев\'. Как отразились успехи в Витебске на продвижении других украинских, белорусских и югославских артистов, видимо, надо узнавать в соответствующих странах: до России сведения об их успехах не доходят, а собранные здесь песни-победители вряд ли имели потенциал международных хитов.
Россия на альбоме представлена только Теоной Дольниковой (Гран-при 2001 года). Витебская победа вряд ли добавила чего-то к образу талантливой и голосистой певицы, которой очень не везет с репертуаром. Кстати, и \'Лебединую верность\' Евгения Мартынова она спела на конкурсе неудачно (что победить не помешало): вместо подлинного выбивающего слезу трагизма, которым славилось авторское исполнение, Теона продемонстрировала лишь писклявые потуги на драму.
Алексей Мажаев, Intermedia
Дирекция международного фестиваля искусств \'Славянский базар в Витебске\'. Релиз диска состоялся в июле.
Комментарии