Недавно у «Пилота» вышел новый альбом «13». Илья Черт рассказал NEWSmuz.com, почему он получился таким, каким получился.
- Со времени выхода альбома уже прошло некоторое время. Произошло ли что-нибудь мистическое? Такое, что обещается быть после альбома с названием «13»?
- Запись альбома давалась трудно. И начало тура оказалось тяжелым. У меня так кармически складывается, что практически каждую осень мне приходится тяжело болеть из-за легких, - и обычно это выпадает именно на тур. Я как-то умудряюсь делать все необходимое между турами, а тут получилось именно так, что пришлось ехать в тур с воспалением легких. Но поддержка ребят и поддержка зрителей помогли. Все вытянули, все было весело и здорово.
Настоящая мистика складывалась во время записи альбома. Практически все песни за период записи сильно видоизменились — до такой степени, что даже я их с трудом узнавал ближе к концу. Когда мы отсылали альбом на окончательное сведение и мастеринг, я даже представить не мог, что же получится в итоге.
- Изначально же были планы записать нечто русско-роковое, в духе «Осени»?
- Да!! (заразительно смеется) Пока мы не взялись за работу, все было именно так! Мы классическая рок-группа в том смысле, что все время смешим Бога своими планами. И каждый раз, когда мы что-то задумываем, все в итоге получается совсем по-другому.
Изначально я хотел взять песни под гитару, и сделать аранжировку всем коллективом. Когда стали работать над альбомом, проснулась тьма энтузиазма у клавишника (снова хохочет). А он еще и пианист! В этот самый момент он снял в Питере комнату в коммуналке. В первый день, когда он пошел проставляться к соседям на кухню, - оказалось, что все до единого его соседи по коммуналке — музыканты! Причем классические!
- Получился мини-сквот?
- Да-да, типичный мини-сквот. И он, естественно, похвастался соседям о том, что играет в группе «Пилот», и мы записываем сейчас альбом. Под четвертый стакан те музыканты сообщили, что они безусловно помогут нам, причем все. В итоге на репетицию наш клавишник Андрей принес видео: в его комнате в коммуналке на табуреточках сидит симфоническая группа в полном составе, и записывает нам партии для нового альбома. Ребята все играют в серьезных оркестрах! И вот они слегка нетрезвые, очень довольные, на табуретках сидят и играют. Было смешно.
А потом еще и духовую секцию к нам притащили. А еще один сосед оказался ди-джеем, который крутит пластинки на дискотеках. Он тоже внес свою лепту! Элементы даб-степа и все такое. В результате от задуманного русского рока в итоге не осталось ничего. Альбом получился очень странный. Я сам не берусь определить стиль музыки, в котором он звучит.
- Эклектичный.
- А эклектика вообще присуща группе «Пилот». Мы никогда не придерживались никаких стилистических рамок. Стараемся использовать музыку во всем масштабе, во всех возможностях. От босановы до треш-метала и хардкора. И нам это очень нравится, честно говоря. Мы свободны в выражении чувств. Как ни пытаются нам то русский рок прилепить, то панк-рок, то метал какой-нибудь — мы только смеемся над этим. Может быть, завтра мы вообще танцевальную пластинку запишем! Мне всегда нравился транс...
- Но элементы дворовой песни в альбоме остались.
- От себя же не убежишь... Все равно большинство песен придумывалось мною под гитару, и это слышно. Я сидел где-нибудь в номере гостиницы с гитарой, и сочинял. Это слышно. Но уже не так явно...
Хотя я очень хотел бы вернуться к такой песне. Я люблю песни Высоцкого, раннего ДДТ, Цоя. И мне очень не хотелось бы, чтобы на российской сцене потерялось искусство пения под гитару. Но почему-то пока не складывается. Вечно набегают какие-то музыканты и просят: «Можно мы тоже поиграем у вас на пластинке?» (хохочет). И в итоге получается что-то несусветное...
- И состав у вас обновился почти наполовину.
- Да, двое ребят пришло.
- Как они показались в туре?
- Мне очень понравилось, правда. Басист уже имел опыт работы в серьезных коллективах — с Бутусовым в «Ю-Питере», в джаз-квартете он до сих пор играет. Имеет опыт туровой работы. Большим плюсом стало то, что пришла сыгранная ритм-секция. Басист и молодой барабанщик, которые к нам пришли, играли несколько лет вместе в группе, которая делала скоростную музыку. Парни уже сыграны между собой, и у обоих — образование. Когда они только к нам пришли, мы дали им две недели на то, чтобы они выучили туровую программу из 25 песен.
- Планировалось, что саунд потяжелеет?
- Я надеялся, и мои надежды оправдались, что исполнение станет более профессиональным и точным. Что шероховатости и мелкие проблемы, которые были до этого, уйдут. Так и произошло. Ребята серьезные. Была смешная ситуация. Когда новый бас-гитарист Сережа впервые пришел, и мы дали ему попробовать сыграть одну из песен, - он начал играть. Мы с гитаристом вышли за дверь: «Ты видел, как он играет? Теперь нам придется за ним тянуться!» Ну, явно уровень музыканта выше, чем наш собственный. Поэтому нам теперь есть, за кем тянуться. Расслабиться нам они не дадут, старым псам! (смеется)
- Почему вы решили включить в альбом песню «Сибирь», да еще в таком необычном виде?
- За 15-16 лет, которые мы ее играем, она стала самой любимой у поклонников. Но нет ни одной студийной записи «Сибири». Единственная запись — на альбоме «Жывой Концерррт», и это концертная запись. Нас много лет просили сделать ее запись на студии, но мы все отнекивались. А тут неожиданно осталось студийного времени, и мы подумали, почему бы ее не записать сейчас. Сыграем в студии, сделаем подарок поклонникам...
У нас есть идея все записанные дорожки песни отдать группе «Смысловые галлюцинации», это же изначально их песня, и сделать запись, чтобы половину песни пел Бобунец, а другую — я. Может, Коля Ротов поучаствует. Словом, сделать совместный трек в полной мере.
- Может быть, проще было бы пригласить Бобунца в Москву на концерт, да и записать совместное исполнение?
- Хотелось бы, конечно! Но мы никак не пересечемся с ними. Мы на запад, они на восток. Или наоборот. Мы редко пересекаемся, а если пересекаемся — то уже не до творчества (заразительно смеется). Потому что мы очень любим друг друга, одна большая дружная семья. Но когда встречаемся на фестивалях — либо мы уже отыграли свой сет, либо они. И идет сплошная веселуха и празднование.
- Те ребята из «сквота», академические музыканты, выйдут когда-нибудь на сцену с «Пилотом»?
- Я не думаю, что это имеет смысл делать, честно говоря. Многие рок-группы играют с симфоническими оркестрами. Но мне кажется, что это стоит делать только когда у тебя такой статус, что ты «Олимпийский» собираешь, все перепробовал в жизни, группе 30 лет, удивить нечем, твои песни у всех в печенках сидят, из каждого утюга звучат. Вот тогда имеет смысл играть с оркестром. Выпендриться — а вот мы еще можем с нашей музыкой сделать так! Позвать оркестр, выйти в смокингах...
Но пока рано. У нас полно идей, полно творчества. На будущее песен лежит много. Нам и так пока есть, чем удивлять.
- На вашем сайте появились авторские комментарии к песням альбома. Мне показалось, что вы настраиваетесь на создание нового философского альбома. Это верное предчувствие?
- Не знаю, правда. У меня есть желание сделать следующий альбом легким, романтическим, солнечным, воздушным, прозрачным, добрым. Таким, как мы еще не делали. Чтобы по атмосфере напоминал «Актрису Весну» от «ДДТ» - именно по атмосфере, не по музыке. И я стараюсь сейчас подбирать именно такой материал. Потому что много песен тяжелых, социальных, в духе сибирского панк-рока, а есть еще материал романтичный и светлый. И мне хотелось бы попробовать себя в такой романтичной музыке. Раньше я не чувствовал себя готовым к такой музыке.
- Может быть, двойной альбом? Один светлый, другой темный...
- О, это хорошая идея, кстати! Красивая обертка и ядерная начинка... Не знаю, как получится. Сейчас ведь двойной альбом нет смысла выпускать. И песни меняются на глазах, что будет дальше — предугадать невозможно.
Вот пример. Я перед записью этого альбома решил собрать домашнюю студию — чтобы можно было поработать, какие-то прикидки сделать. Купил самый дорогой Macintosh из всех, которые существуют. И он у меня через неделю — сгорел!
- Ого! А студию хотелось для создания какой-то электронной музыки?
- Нет, именно чтобы было, чего показать музыкантам. Обычно я приношу музыкантам в студию свои песни под гитару. А это не соответствует тому образу, который у меня нарисовался в голове про эту песню. В итоге каждый музыкант слышит это по своему, вносит что-то свое... И получается эклектика, как на последнем альбоме. Мне очень нравится, как это звучит, но это совсем не то, что задумывалось изначально!
- В Москве рок-тусовки как таковой не осталось, все расползлись по своим норам. Если спросить известного музыканта про интересные молодые группы, никто никого не назовет. В Питере все иначе?
- Наверное, то же самое. Единственное отличие — остались тусовки, коалиции вокруг некоторых клубов — Fish Fabrique, Молоко, Грибоедов, Mod... Тусовки крутятся вокруг конкретного клуба, и они практически не пересекаются. Какой-то общности я не наблюдаю. Потому что серьезные группы, которые ездят в туры, - им вообще не до тусовок. Они уехали в тур, приехали и засели на студию или за репетиции. Им тусовать некогда. А ребята, которые играют в клубах, - они общаются между собой. Получается разрыв, пропасть — хотя играем одну и ту же музыку. Странная история. Я стал это замечать со временем. Наша туровая грядка, которая постоянно ездит по стране, и у клубная среда — мы очень друг от друга отодвинулись. Очень сильно. Предложи мне назвать десять самых популярных клубных групп Питера — я и двух не назову! Вообще не знаю, что происходит в клубах. Некогда туда ходить, а идти на неизвестно кого — не очень хочется. Так что я вообще не знаю, что происходит и что делают молодые группы.
Только слушаю то, что мне присылают. А присылают очень много хорошей музыки. И композиции крепкие, и играть умеют — причем очень молодые ребята, по 20 с небольшим лет, но играют профессионально.
- Вы же делали сборники молодых музыкантов. Было продолжение у этой истории, или концертами все и закончилось?
- Мы пару раз проводили фестиваль «Рок из подворотен», но... Они собирают очень мало людей, приходят в основном друзья музыкантов. Это не очень интересно. Сборники мы выпускаем, тоже прекрасно понимая, что это — скорее для самих музыкантов, принести маме, вручить пластинку: «Не зря я десять лет с гитарой ходил, а ты меня оболтусом называла. Видишь, твой сын вышел на пластинке». Помню, что для меня это было очень важно в свое время.
Проект срабатывает, если кто-то использует этот трамплин. Та же группа «Анимация» - это, может быть, не главная их ступенька, но они использовали и ее. Те же F.P.G. выходили. «Кошки Jam» менее известны, но тоже гастролируют. О них узнали, послушали тысячи людей — на наш сайт заходят около 3 тысяч людей в сутки. И есть прямые адреса — можно написать музыкантам, пригласить на концерт. А мы — мы же не продюсерский центр. Наша задача — донести до слушателей, до промоутеров, что есть такой коллектив и есть такая прекрасная песня.
- Питерской презентации альбома «13» не будет?
- Будет, но мы решили совместить ее с днем рождения. Осенью в Питере плотно забиты концертные даты, все пересекается, и не очень удачно было бы делать его в октябре-ноябре, и до февраля там делать нечего. Поэтому мы заранее расчистили себе дату 1 февраля, сделаем презентацию альбома и свой день рождения, большой стадионный концерт в «Юбилейном». Мы уже года три стадионов не играли в Питере. Теперь сделаем масштабно — со светом, с декорацией, вложимся по полной.
Сейчас время трудное, собрать стадион может далеко не каждая группа. А жаль. Даже звучание песен на стадионе — совсем другое. Иногда слушаешь группу на клубном концерте и на стадионном — словно две разные группы. Есть группы, которые хотелось бы услышать на стадионе, но увы.
- А вы пригласите их с собой на стадион.
- Пробовали — не помогло. Мы звали пару групп на разогрев, но ничего не получилось. И им не-феншуйно играть под крики «Пилот! Пилот!», и в карьере у них ничего не сдвинулось. Загадочная штука шоу-бизнес. Тем более, у нас не шоу-бизнес, а самодеятельность все это до сих пор, уровень советской самодеятельности. Голь на выдумки хитра. Ну, чего-то пытаемся делать...
Гуру КЕН
Фото pilot.spb.ru.
Комментарии