Фестиваль Юрия Башмета в Хабаровске ознаменовался мощнейшей доминантой: «Солисты Москвы» представили публике свежайшую программу: от Шнитке до Канчели, от Соллимы до шуточных дивертисментов.
Так получилось, что на хабаровском фестивале этого года можно было слышать прежде всего местный симфонический оркестр, то под управлением Башмета, то под управлением своего дирижера Ильи Дербилова. Не в обиду хабаровским музыкантам, в их вполне в целом крепком звучании то и дело можно было найти изъяны. То подводили духовые, то струнная группа, да и качество самих инструментов оставляет желать гораздо лучшего (на заметку хабаровскому губернатору). Эмоционально коллектив находится на подъеме, и молодой амбициозный Дербилов делает многое. Но кадровый маневр у Дальневосточного оркестра весьма ограничен, и до эталонного звучания взлететь пока не удается.
Приехавшим в полном составе «Солистам Москвы» предстояло кардинально поднять планку фестиваля, и к тому были все предпосылки.
Псевдоклассический памфлет Альфреда Шнитке «Moz-Art à la Haydn для двух скрипок и одиннадцати струнных» (1977) был сочинен в расчете на ироничного Гидона Кремера. Но совсем недавно взятый Башметом в репертуар ансамбля концерт с подзаголовком «Игра с музыкой» доведен им до предела театрализации. Лучезарное противопоставление стилистик Моцарта и Гайдна трактуется Башметом как болеро-подобная дуэль скрипок Михаила Ашурова и Андрея Поскробко, начинаясь с полной темноты на сцене и понемногу высветляясь едва ли не до цирковой эксцентричности. Башмет как дирижер выступает в роли древнегреческого хора-резонера, направляющего дуэль протагониста (несомненно, Ашурова) и антагониста Поскробко. Сами дуэлянты обмениваются горящими взорами друг с другом, разделенные кафедрой Башмета, и то и дело тонут в изысканной феерии постмодернистского раздрая мироздания – и тут уже оставшиеся «Солисты Москвы» достойны наивысших похвал. Повинуясь чуткой руке маэстро, они с непринужденной легкостью сменяют обертоновую патину на звонкое фортиссимо, рисуя рассыпающиеся и вновь склеиваемые осколки благопристойного «академичного» звука. Под коду уходя один за одним со сцены, оставляя Башмета одного на сцене – и здесь прослеживается прямая связь с «Прощальной симфонией» Гайдна, в финале которой музыканты один за другим покидая сцену, оставляют на сцене одного дирижера…
Относительно недавно написанный Гией Канчели квартет «Chiaroscuro» («Светотень») также известен в первую очередь по исполнению Кремером. Но Башмет попросил у Канчели изменить концепцию, и обойтись без задуманной им замены в процессе исполнения альта на скрипку. Композитор согласился, и из струнного квартета явился концерт для альта с оркестром, вплоть до бас-гитары. В результате «Chiaroscuro» стало шаловливой игрой гения с поп-мелодиями. Киношная по своей стилистике музыка засверкала очевидным десятком мелодий, каждая из которых составила бы честь, появившись на эстрадной сцене. Однако Канчели сумел создать такой кинематографический ряд, в котором нарочитые обрывки этих выдающихся мелодий пластично растворяются в общей элегичной задумчивости, как начертанные на морском песке ноты. Юрий Башмет играет крупными мазками, то «вылизывая» драгоценные удлиненные (довольно необычные для минималистичного Канчели) музыкальные фразы, то непредсказуемо обрывая их на полуслове.
Неожиданно холодным оказалось исполнение давним приятелем Башмета итальянским флейтистом Массимо Мерчелли произведения молодого композитора Джованни Соллима для флейты и струнных Contrafactus, уже известного по сочинскому Зимнему международному фестивалю. То ли долгий перелет измотал весьма техничного итальянца, то ли паззлы не сошлись, - но страстно-скупой конструктивизм Соллима в этот раз не зазвучал. «Солисты Москвы» сделали все, что могли – но Мерчелли играл вежливо-технично, и не более. Ансамбля не сложилось.
Чайковский оказался весьма кстати. Неизменно любимый публикой и чувствуемый «Солистами Москвы» как родная стихия ре-минорный секстет «Воспоминание о Флоренции» для пар скрипок, альтов и виолончелей разыгран с вдохновением, невероятной легкостью и вдохновением. Ни дать ни взять – номер на бис.
Кстати, бисовые дивертисменты Башмет любит и умеет их преподать не менее эффектно, чем Роман Виктюк на театре. Так, уже заваленный охапками цветов от восторженных зрителей, Маэстро Башмет иронично наклоняет голову, и объявляет, что сейчас прозвучит «малоизвестная и редко исполняемая мелодия»… Ею оказывается Happy Birthday. … Оказывается, все дело в том, что «Солистам Москвы» в этом году исполняется 20 лет. Музыканты во главе с Юрием Башметом уже начали юбилейное мировое турне, и Хабаровск стал первой фестивальной площадкой марафона. В ознаменование этой даты артисты и решили пофантазировать и поиграть в качестве “бисов” знакомую всем мелодию Happy Birthday в разных стилях - в венском, аргентинском, венгерском – так, как если бы от этих стран пришли бы музыкальные поздравления…
В этот вечер в Хабаровском музыкальном театре царило искусство высочайшего уровня, выдающегося класса. Как и положено, собственно, - Башмету и «Солистам Москвы». И хабаровский фестиваль в целом встал в плеяду важнейших музыкальных событий года.
Между тем, фестиваль все продолжается, и закончится он 13 апреля – с Дальневосточным оркестром сыграют Алена Баева и Ксения Башмет.
Гуру КЕН
Фото автора
Комментарии