Еще недавно разницу между поп-артистами класса «А» и класса «Б» у нас в России определяла только частотность ротаций клипа или хита на телеканалах и радиостанциях, да личное отношение Аллы Борисовны. С музыкально-технологической точки зрения пластинки поп-звезд мало чем разнились. В советское время все записи производились на студиях грамзаписи «Мелодия» и в Доме радиовещания на Пятницкой. После перестройки появилось несколько частных центров качественной звукозаписи – «Мосфильм», МДМ, Таганка, Обнинск. Сейчас что-то пишут в Киеве, в Москве появилось несколько новых дорогих студий. Проблема по-прежнему в кадрах.
Новой техники хватает. Но люди-то остались прежними. Даже 20-летнее поколение техперсонала с ужасающей быстротой впитывает наплевательское отношение к артистам. Начиная от банального неприхода на работу в назначенный час и заканчивая ледяным спокойствием при свистящих колонках и неработающих мониторах. Представьте себя в роли артиста, стоящего в этом время лицом перед недоуменным многотысячным залом, или просто оплачивающего студийное время тысячами зеленых банкнот. Незавидная роль.
Я не знаю, что нужно сделать с этими людьми. С отечественными звукачами поголовно. Оторвать им руки, или сделать трепанацию черепа. Поскольку явление массовое, нужны массовые же действия. Оказалось, что рынок ничего в этом вопросе не регулирует. Рынок регулирует цены, но не деятельность головного мозга. Когда артисту в очередной раз приходится говорить звукооператору, что такого-то музыканта вообще нет в колонках, - хочется уехать из этой страны.
Но есть другой выход. За те же деньги артист может записывать свои песни в Праге или Лондоне, в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. Плюс авиаперелет до студии. И уже нет проблем со слышимостью инструментов, звукооператор сам улыбается и делает все, чтобы запись получилась «ок». Говорят, что в звукооператоры идут неудавшиеся музыканты. Почему в России они при этом гадят артисту, а в Лондоне – лезут из кожи вон, чтобы обеспечить комфорт и хай-класс? Разница, похоже, в менталитете.
Так вот, очень скоро не останется ни одного артиста высшего эшелона, который будет записывать свой материал в России. Записи, сделанные на отечественных студиях, станут уделом малобюджетных и андеграундных групп. Если нельзя поменять логику действий техперсонала, нужно менять логику действий заказчика. Сейчас поп-бомонд не летает поголовно записываться в Лондон только потому, что лень. И еще потому, что так не делает Алла Пугачева. Это временно.
Первым стал принципиально записывать звук в Лондоне «Мумий Тролль». За ним потянулись отдельные коллективы с большим бюджетом и претензиями на модность. Регулярно стал писаться там «Smash!!», и именно он стал первым платить за громкое имя саунд-продюсера. Но настоящим прорывом стал 2005 год. За пределами России записаны альбомы «ДДТ», «Алисы», «Мумий Тролля»…
И вот выходит полноценный поп-альбом, записанный целиком за пределами Отечества. Сергей Лазарев начинает свою сольную карьеру с англоязычного альбома, половину песен которого спродюсировал известнейший английский продюсер Брайан Роллинг. Роллинг, к слову, делал песни для Бритни Спирс, Энрике Иглесиаса, Пинк, Шер, Крэйга Дэвида, Лары Фабиан. Это марка качества мировой поп-музыки. Так вот, когда я спросил у Брайана, подгонял ли он музыкальный продукт для Лазарева под стандарты российского рынка, тот искренне удивился. «Я всегда стараюсь сделать песни как можно лучше, – сказал Б. Роллинг, - Есть недосягаемые идеалы, и я ориентируюсь только на них».
Ну, это еще вопрос, надо ли ориентироваться на музыкальный рынок страны, для которой ты делаешь продукт. Если даже в Англии уважаемые музыкальные издания сетуют на то, что янки совершенно не понимают актуальной британской музыки и помешались на своей толстушке Бритни Спирс. Американцы в ответ обвиняют английскую музыку в высоколобии, и спору нет конца. В России вообще популярен блатной шансон и прямолинейный танцевальный бит на первую долю. Что же получилось у Брайана Роллинга и итальянских дэнс-звезд «Earphones» на диске Лазарева?
Получился весьма крепко сбитый поп-альбом европейского класса. Трудно судить, насколько он хитоемок по мировым меркам. Но совершенно очевидно, что на российском рынке такого качественного звука не было еще никогда. Сравнить можно только с «Тату», писавшимися опять же в Лос-Анджелесе. И на мой взгляд, альбом «Тату» «Люди Инвалиды» все-таки проигрывает «Don’t Be Fake» по звуку.
Сергей Лазарев, андрогинный младенец в сахарном сиропе, тем не менее остро напоминает в своей пластинке лучшие взлеты «А-Ha». Вокальная манера Лазарева отсылает к полукруглым закрытым гласным норвежцев. Лазарев поет на длинных пронзительных гласных, и при этом оставляет их закрытыми, почти избегая придыханий и прочего «фейка». В российской эстрадной традиции –«показывать голос», бесстыдно раскрывая широкие гласные и протягивая их на несколько тактов (наиболее ярко это делают Алла Пугачева и Маша Распутина). Лазареву ближе европейская традиция, и он почти не показывает голос.
«Почти», потому что специально для этой цели на пластинке есть один-единственный кавер. Но это стрит-кавер Майкла Джекона с одной из сложнейших в вокальном отношении «Earth Song». В ней требуется вокальный диапазон в две с половиной октавы, и обойтись без фальцета обычно не может ни один вокалист. Лазарев обходится. Другой вопрос, зачем эта песня вообще вошла в пластинку, поскольку по сложности мелодики она настолько выделяется из остальных песен, что кажется вставным зубом в молодой челюсти. Экзамен на вокал сдан на пятерку.
Насыщенный звук спродюсирован Роллингом гладко, даже чересчур гладко. Встает вопрос о фишках. Нельзя сказать, что их нет. Например, в «Do it for Me» использованы достижения турецкой попсы, в заглавной «Fake» звучит октавный бас почти от «Daft Punk», а «Just Because You Walk Away» переполнена фортепианным пафосом от Элтона Джона. Дело в другом. Нет ни одной фишки, которая присутствовала бы во всех песнях альбома сразу, придавая цельность и индивидуальность.
Лучшая песня альбома, тем не менее, напоминает совсем другие вещи. Едва зазвучит глухая гитара Адама Филлипса на флажолетах и зашуршат аккуратные щеточки на великолепном медляке «I’m Gone» (written Mark Read/Ben Adams), как вспоминаются все плачущие мужские голоса сразу. От французских шансонье до Стиви Уандера и Лайонела Ричи. И если учесть, что «Earth Song» спет в такой же манере, и это вместе две самых сильных песни альбома – то совершенно непонятно, отчего Сергей Лазарев не использовал эту идущую саму собой в руки «фишку» на всем альбоме. Трудно предвидеть медийную судьбу песни «I’m Gone», но таких трагически красивых мелодичных песен трудно даже припомнить за последние годы.
Резюмируя, стоит отметить, что споры о расколе в группе «Smash!!» можно уже прекратить и самым преданным фанатам. Лазарев доказал своей первой сольной пластинкой «Don’t Be Fake», что он самостоятельный сильный артист, и чрезвычайно одаренный поп-вокалист. И очень хорошо, поскольку таковых вокалистов на отечественной эстраде раз-два, и обчелся.
Есть свои проблемы и у Лазарева. Презентация пластинки в театральном зале Дома музыки показала, что записанная в Лондоне безупречная пластинка значительно превосходит возможности самого Сергея достойно показать ее в концертном варианте. Не обошлось без фонограммы, дабл-треков и бессмысленных дискотечных номеров «для шоу», звучащих на подхрипывающих слабосильных колонках. Танцует Лазарев куда хуже, чем поет. И в ближайшие годы ситуация вряд ли переменится. Так что лучше было бы сосредоточиться на достойном концертном звуке и живом вокале. Чтобы все-таки донести все тонкости звучания великолепной пластинки до слушателей на концертах.
Кстати, Лазарев рассказал на пресс-конференции о забавной попытке записать несколько готовых песен в России. Полученный результат настолько ужаснул артиста, что ничего из записанного не вошло в пластинку. Прослушав диск, становится понятно, отчего так случилось. Тенденции таковы, что стало уже дешевле записываться на многих лондонских студиях, чем на большинстве московских. Качество же на выходе несравнимо. О сэкономленных нервах артистов лучше не упоминать. Славно было бы устроить такую воспитательную акцию, и перестать работать с отечественными студиями целыми рекорд-лейблами.
Так или иначе, российские топ-артисты вскоре станут поголовно записываться на Западе. Считайте это моим личным прогнозом. Таким оно будет, будущее.
Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru
Комментарии