Тома Амот – «Однажды»

За рекордно короткое время Тома Амот из начинающих стала едва ли не звездой русского трип-хопа. Именно такие титулы встречаются то и дело в статьях о феномене Амот. И такие эпитеты вовсе не беспочвенны.

CD. «Мистерия звука», 2009.

Отчасти дело в том, что никакого русского трип-хопа в помине-то и нет. Есть милые, но сильно вторичные Rekevin и отчасти Theodor Bastard. Но у них проблема с русским. Немного заступает на территорию трип-хопа «Рада и терновник», но великолепная Рада слишком велика для такого узкого уютного жанра. Создать сочный русскоязычный противовес Morcheeba и Portishead пытались многие, а получилось пока только у Томы Амот.

Любопытно, что начинала она с сотрудничества с омской рэп-группой «Иезекииль 25:17», но альбом вызвал неприятие как у рэп-аудитории, так и у эстетов. Зато начав петь свои собственные песни так, как ей самой хочется, Тома мгновенно заняла пустующую нишу. Ее джазовый вокал с легкой надломинкой-хрипотцой превосходно лег на ненавязчивый раскачивающий бит трип-хопа, да и тексты на хорошем русском языке оказались невероятно органичны для такой убаюкивающей, мурлыкающей музыки. Вмиг оказались повержены доводы тех, кто считал, что на русском «это не звучит». Еще как звучит! Надо уметь «это» готовить.

Тома Амот – «Однажды»
Тома Амот – «Однажды»

Среди 13 треков альбома (который был еще весной выпущен «самопалом» ограниченным тиражом), нет ни одного сюжетного. Все, так или иначе, представляют собой метафорическую вязь женских эмоций, то элегическую, то ироничную. «Я так не хочу становиться взрослой!» - поет она на грани озорства и жеманства («Каникулы»). Посреди страстных и отстраненных одновременно вокализов вспыхивает вдруг «Я отвечаю, все искренно было, я не играла, я сильно любила!», и так вспыхивает, что ни верить, ни не верить невозможно однозначно («В темпе сгорания»). В исходной прохладе трип-хопа Тома Амот находит возможность поиграть на парадоксе сочетания отстраненной интонации и ироничности салонного декадентства. Это уже высокое искусство.

Нельзя не отметить высокого исполнительского мастерства певицы. От чувственных придыханий она мгновенно переходит в мощную атаку на верхних регистрах, столь же мгновенно истончаясь на хрипловатый полустон. Совершенно непонятно, где она всему этому научилась среди грубоватых рэперов, но перед нами реальный феномен. Совершенно оригинальная манера петь, которую не спутать ни с чьей другой.

Музыкальный контент альбома тоже вовсе не предсказуем. В «Прямой линии» звучит аккордеон, и возникает воздушное танго. Почти каждая композиция сбивается на эйсид-джаз. А лучшая песня альбома «Фонарики» вовсе начинается едва ли не с марша, потом объем заполняется рождественскими позвякиваниями колокольцев, которые обрезаются шелестящим брейк-битом и наполняются жалобными эмоциями от Томы: «Бедные люди, в глазах фонарики». А после нескольких модуляций (вместе с вокалом) завершается все на скрипичном джазовом соло. Работа со звуком Антона Завьялова заслуживает самых добрых слов. Огромное количество вкусностей в аранжировке «Серого пуделя» и «Чая» говорит само за себя.

Впрочем, интересных аранжировок у нас и до Томы Амот хватало. А вот наполнить их живым дыханием мелодии и органичным пением, когда поет как говорит – заслуга самой неординарной певицы. Цепкие мелодии, причудливо извилистые, невесть куда заворачивающие в любой из моментов – это уже фишка Томы Амот.

Впрочем, интересных аранжировок у нас и до Томы Амот хватало. А вот наполнить их живым дыханием мелодии и органичным пением, когда поет как говорит – заслуга самой неординарной певицы.

В качестве бонуса в альбом включен трек «Надоело» из саундтрека к фильму «Ночь бойца». Интересно, музыку для этой шумной гитарной кричалки написал Даниил Смирнов («Кирпичи»).

Давненько в российской поп-музыке не появлялось такого самодостаточного явления, как Тома Амот. Представить такие песни на поп-радиостанциях пока невозможно, да и вряд ли они пригодны для массовой аудитории (что наглядно показало выступление Амот на «Нашествии» в этом году). Но для артистов такого дарования радиоэфиры непринципиальны. Инди-поп имеет свою немалую аудиторию. Концерты, интернет, работа над собой. Если все пойдет естественным путем, эфиры появятся сами. «Сами предложат и сами все дадут!», как писал Булгаков.

Трек-лист Тома Амот – «Однажды»

01. Малярия (Г. Виноватов - Г. Виноватов)
02. В темпе сгорания (Тома Амот - Тома Амот)
03. Каникулы (Андрей Позднухов (Бледный), Тома Амот - Андрей Позднухов (Бледный))
04. Серый пудель (Г. Виноватов - Г. Виноватов)
05. Чай (Тома Амот - Тома Амот)
06. Прямая линия (Тома Амот - Тома Амот)
07. Однажды (Тома Амот - Тома Амот)
08. День дна (Тома Амот - Тома Амот)
09. Ангел (Тома Амот - Тома Амот)
10. Двойник мой - герой (Тома Амот - Тома Амот)
11. Фонарики (Тома Амот - Тома Амот)
12. Сказка (Тома Амот - Тома Амот)

Бонус
13. Надоело (Даниил Смирнов - Андрей (Бледный) Позднухов, Тома Амот)

Бонус клип
Надоело (Даниил Смирнов - Андрей (Бледный) Позднухов, Тома Амот, Режиссер Дмитрий Реган)

Комментарии

Надо будет

Надо будет раздобыть диск, певица очень даже достойная. В кои-то веки не фольга а-ля Снайперы...

Еще об этом