Конкурс «Империя музыки»: два горба коварного верблюда шоу-бизнеса

Продолжается интернет-конкурс молодых исполнителей, объявленный компанией «Империя музыки». В жюри – известные и уважаемые артисты, продюсеры, музыкальные журналисты. Конкурс уже стал событием.

За период с предыдущего обзора NEWSmusic.ru первых шести туров произошло многое. В жюри конкурса вошли Николай Носков, журналист Андрей Бухарин, продюсер и актриса Анастасия фон Калманович. Это уже в дополнение к имеющимся членам жюри - Евгению Крылатову, Алексею Глазатову, Сергею Соседову, Авроре и автору этих строк.

Николай Носков подарит понравившимся участникам конкурса выступление на своем сольном концерте. Музыкальное агентство Music 2 Business объявило о том, что все участники полуфинала получат возможность подписать эксклюзивный контракт на администрирование авторских и смежных прав. Генеральный продюсер компании «Стиль Рекордс» Леонид Бурлаков пообещал включить произведения финалистов в специальный диск для выставки MIDEM-2010 в Каннах. Победители конкурса получат возможность выпустить собственные альбомы в рамках программы «Новые Имена для России», которые будут распространяться в магазинах сетей «Союз», «Настроение» и «Республика».

Ну, и самое главное – прошло еще шесть туров. Еще тридцать произведений разных авторов, разных степеней известности и совершенно разных жанров.

Кстати, о жанрах. Поскольку в конкурсе «Империя музыки» нет никаких жанровых ограничений, мы имеем довольно представительный спектр самых разных стилистик – поп, шансон, джаз, рок, бардовская музыка. Звучат песни и инструментальные композиции. Почти наверняка жюри найдет способ отметить лучших в каждом жанре. Но все-таки очень важно, что каждый профессиональный артист может поучаствовать в интернет-конкурсе, не оглядываясь на условности.

По-прежнему присылается много каверов на известные произведения. Увы, ни один из них не дотягивается до оригиналов, и комплимент «очень мило» - это все, что можно сказать про тружеников кавер-индустрии. Вероятно, интересно было бы сделать конкурс среди ресторанных исполнителей – дать им одну песню Селин Дион или Пугачевой, и пусть соревнуются, как на схожесть с исходником, так и на оригинальность прочтения.

У профессиональных музыкантов, которые участвуют в конкурсе, есть другая крайность – удариться в джаз или фанк. Действительно, так гораздо эффектнее смотрятся инструментальные пассажи, и вокальная слабость на фоне упругого ритма кажется не такой уж слабостью, а на содержание текстов можно и вовсе внимания не обращать…

Между тем, совсем не случайно на российской популярной сцене почти полностью отсутствуют джазовые и фанковые аранжировки. Не потому, что никто не умеет так играть. Дело в другом, и опытные авторы это хорошо знают. Прыгающий ритм очень коварен по отношению к славянским языкам. Найти баланс между длинными русскими словами и необходимой мелодикой – архитрудная задача. Чтобы мелодия лилась просторно и широко, не спотыкаясь на многочисленных согласных, и притом увязывалась бы со скачущим фанковым басом – иногда ради успеха дела разумнее отказаться от такого баса вовсе.

Есть примеры уместного и удачного фанка – песни Леонида Агутина, например. Он решил проблему совместимости фанка и русского языка хитроумно – вытягивая гласные посреди фразы, и резко обрубая их в окончаниях. Если прослушать вокал Агутина без аккомпанемента, то будет хорошо слышно, как Агутин сам «фанкует», ни на секунду не отказываясь от мелодичности.

Сам же факт джазовой аранжировки и использования фанка ничего не говорит в пользу избравших этот способ. Даже если они инструментально техничны, им еще предстоит решить упомянутую выше проблему. Увы, никто из участников пока не смог найти свое успешное решение. Речь о «Venger Collective», Анжелике, «Видели!Знаем!», «Nikorason'g», «FreeMan Way», Тамару Лукашеву, «Все на Zero», «ВОСК». Все они в разных степенях признают свое поражение. Гордиться же тем, что «мы играем джаз» - последнее дело. Не джаз красит артиста, а артист – джаз.

Еще одно замечание к присланным трекам – довольно много песен агрессивных, но не энергичных. Стоило бы ровно наоборот. Самая успешная из этого ряда – песня проекта «Алёна» под названием «Любимая». Но и ей стоило бы прибавить энергии в ущерб бытовой агрессивности.

Особняком стоят две инструментальных композиции, волей случая сошедшихся в десятом туре. Речь о стильном танго от Karenin, ижевском электронно-акустическом проекте, когда-то подписанном на лейбле «Снегири», и явно недооцененном. И о новом проекте виртуозного баяниста Айдара Гайнуллина «Евразия», придающего восточный колорит всей мировой музыке, от Бетховена до Пьяццоллы. В обоих случаях о широкой популярности речь идти не может, но признание профессионалов и ценителей обеспечено. Эти шикарные музыканты сделали честь конкурсу своим участием.

Среди авторских песен ярко блеснула рок-композиция группы «Nефть» про «Крылья». Удачное переосмысление опыта брит-попа, так и не прижившегося у нас, скрещенного с умением «Океана Ельзи» сделать полноценный хит из чужеродного материала. «Nефть» сделала пронзительную искреннюю песню, с превосходным припевом и чеховским переосмыслением темы «маленького человека». Если вокалист Алексей Галинский отшлифует и наполнит объемом свой голос в низком регистре, в России появится свой Вакарчук как минимум, и это вовсе недурно.

Стоит выделить еще два проекта, именно в силу неординарных текстов и неформатной подачи. Прежде всего это Андриан, почти без эмоций читающий свой рэп под непритязательный электронный аккомпанемент – создается новая реальность, и вот она, волшебная сила искусства. Поскольку рэп – говорить о вокале неуместно, а вот сказать об искренности и честности стоит. Вася Ложкин и «Рокындроль Бэнд» играют на территории «Ленинграда» уже не первый год, и песня «Dzhaz» - еще один иронический, и даже без мата, вариант окучивания ниши зазвездившегося Шнура.

Полноценного же лидера в конкурсе пока нет. Шансы удивить своей песней или вокалом есть у всех.

Любопытно, что 12 туров интернет-конкурса, в котором голосуют от силы 300-500 человек, показывают ситуацию с молодыми артистами нашего шоу-бизнеса, как на ладони. Или много амбиций, но нехватка профессионализма. Либо много профессионализма, но нечего сказать.

Ждем, пока появится тот, кто оседлает оба горба коварного верблюда. Новых супер-артистов в России отчаянно не хватает.

Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru

Еще об этом