«Мамакабо»: Виртуозы хотят познакомиться

Что делать, если ты – признанный музыкант-виртуоз, лауреат всевозможных международных конкурсов, но по телевизору и радио твою музыку никогда не крутят и концертов в «Олимпийском» тоже не предвидится? Например, можно выступить на арт-фестивале «Мамакабо» в Коктебеле, который собирает именно таких профи.

Главное – не отчаиваться! Именно так повторяет раз за разом организатор фестиваля «Мамакабо» Тимур Ведерников.

Да, наглухо закрыто телевидение, про которое даже Андрей Макаревич недавно жаловался, что оно бесплатно только президента страны показывает. Да, радиостанции пекутся, прежде всего, о рейтинге, и ставить необычную, пусть и высокопрофессиональную музыку, отказываются напрочь.

Да, население России не знает лучших своих музыкантов, просто потому, что россиянам жестко заблокирован доступ к информации о лучших. Только Интернет дает пока возможность познакомиться с российскими виртуозами гитары, балалайки или клавишных.

Приезжайте в Коктебель

Но главное – не отчаиваться! - повторяет независимо от энтузиаста Ведерникова приехавший в Коктебель австралийский виртуоз гитары Томми Эммануэль:

- Да, у нас в Австралии тоже непросто добиться поддержки телевидения. Но я играю все больше и больше концертов – везде, где можно. У меня сейчас проходит 340 концертов в год! И знаете, я везде ношу с собой хотя бы одну из моих гитар. При малейшей возможности достаю гитару, и играю – в аэропорту, в гостинице, в дороге. Я считаю, что музыканту надо самому создавать свою аудиторию. Тебя слышат люди, и если им нравится твоя музыка, потом они приходят на твои концерты снова и снова. Так создается ядро твоей аудитории.

Ему вторит Тимур Ведерников:

- Мы проводили фестивали «Мамакабо» в Самаре, Томске, Сызрани, Санкт-Петербурге, Тольятти, Вологде, Волжске. И после таких больших фестивалей у артистов, которые участвуют в них, появляется в этих городах преданная аудитория. Они могут приезжать в эти города с сольными концертами. Так мы сами создаем себе свою аудиторию, не дожидаясь, пока на нас обратит внимание ТВ и радио.

Собрать лучших в своем жанре

Фестиваль проходит на территории пансионата «Голубой залив» в самом центре Коктебеля. Уже прошла половина фестиваля, и на напоенном влажным крымским воздухом сцене выступили гитарный виртуоз Томми Эммануэль (Австралия-США), скрипачка-виртуоз Тамара Сидорова (Германия), гитарный виртуоз Энвер Измайлов (Украина), виртуоз балалайки Алексей Архиповский (Россия), бит-звезда Максим Леонидов (Россия), вокальные виртуозы трио Jukebox.

И ведь концертами дело не ограничивается. Томми Эмануэль успел провести мастер-класс, где рассказал собравшимся на фестивале музыкантам про изобретенную им полифоническую манеру игры, и показал специфические приемы игры на акустической гитаре. Надо сказать, что его внимательно слушали и признанные наши мастера – и Алексей Романов («Воскресение»), и Архиповский, и Ведерников.

В арт-программе фестиваля – чтение стихов Константина Арбенина, кукольный спектакль Владимира Захарова, презентация новых серий «Ну, погоди!» Алексея Котеночкина.

А начался фестиваль с карнавального шествия участников через все центральные улицы Коктебеля. Не привыкший к такому фестивальному размаху курортный поселок буквально замер от удивления, а потом принялся радостно приветствовать веселую процессию. Где еще увидишь знаменитого джазового пианиста Сергея Манукяна, с широкой улыбкой размахиваюшего разноцветными флагами? Или вполне привычных потешных клоунов, дирижирующих... духовым оркестром полка спецназначения внутренних войск МВД Украины?

Музыкальная программа фестиваля выглядит особенно представительной в нынешнем году. Даже сами музыканты признаются, что фестиваль вырос качественно до такой степени, что порой приходится ставить перед собой гораздо более сложные творческие задачи.

- Я послушал вчера Энвера Измайлова и Алексея Архиповского, - говорит деловой газете “ВЗГЛЯД” Сергей Манукян. - И теперь не знаю, что играть самому. Когда слышишь такие технически сложные и композиционно непростые выступления, надо выбирать для выступления самые достойные композиции. Вдохновение от крымского солнца и Черного моря играет здесь не последнюю роль.

В этом году фестиваль «Мамакабо» остался без спонсоров, и вынужден был впервые ввести плату за вход. Заплатив, зритель получал браслет с надписью «Спонсор Мамакабо». Удивительно, но количество зрителей в первый (бесплатный) день оказалось почти таким же, как и в день с платным входом! Значит, среди отдыхающих в Коктебеле достаточно тех, кто готов платить за качественную музыку.

Коктебель-джем-сейшн

И прямо на фестивале рождаются самые необычные сочетания музыкантов. Например, Томми Эммануэль познакомился с певицей Ириной Суриной, и тут же загорелся выступить вместе с ней. Во время его сета Сурина вышла на сцену, и исполнила пару стандартов Элвиса Пресли. «Причем репетировали они совершенно другие песни», - прокомментировал эту импровизацию Ведерников.

Сам же Ведерников не только сыграл дуэтом с Томми Эмманулем, но и подыграл на гитаре обычно совершенно а капелльному Jukebox. Идея совместного выступления родилась буквально утром перед концертом... А перед сценой, совершенно завороженный пением Jukebox, стоял Леонидов. Оказывается, он впервые слышал этих казанских самородков, и оказался просто потрясен их вокалом.

В Симферополе неожиданно нашелся еще один гитарист, мастерски владеющий «тэппингом» - манерой игры всеми десятью пальцеми по грифу. Помимо знаменитого мэтра Энвера Измайлова, свой незапланированный сет отыграл Виталий Макукин, и показал великолепную технику игры.

Есть же еще ночные посиделки в джаз-кафе «Голубого залива», - там музыканты играют совсем непредсказуемые вещи, и дуэты складываются буквально на лету. Скажем, Максим Леонидов отыграл на большой сцене фестиваля впечатляющий сет из своих песен времен бит-квартета «Секрет», дополнив последними хитами. Зал пел хором почти каждую песню. А вот в ночном джаз-кафе Леонидов принялся играть совсем другие песни, почти неизвестные пока широкой публике, и вместо романтичного стадионного фронтмена можно было увидеть мягкого интеллигентного барда с очень красивыми мелодиями...

Ночью Энвер Измайлов играет тэппингом невероятно сложные полиритмичные композиции, поет с ним его дочь Ление, а подыгрывает Сергей Манукян. Причем... на перкашн.

Словом, фестиваль «Мамакабо» рождает все больше самых неожиданных дуэтов и импровизаций. Отдыхающие на море подходят к участникам, и настойчиво интересуются – да что же такое означает этот ваш «мамакабо»? По легенде, на острове Провиденсия есть такое восклицание: «Мамакабо!» Оно означает и приветствие, и радость от встречи, и пожелание счастья.

«Мамакабо» - это счастье и любовь, которыми один человек хочет поделиться со всеми. Это светлая музыка, которой музыканты делятся со всеми.

И они будут делиться этим счастьем до воскресенья, когда фестиваль в Коктебеле завершится. А уже 1 ноября состоится первый фестиваль в Москве, на нем ожидается первое выступление Томми Эммануэля в России.

Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"

Еще об этом