Вышел на цифровые экраны фильм «U2 3D» – первый трехмерный фильм-концерт группы U2, снятый по технологии объемного видео 3D
С 1 мая в России стартовал прокат самого необычного фильма в истории музыкального видео. Без преувеличения, съемки концертного тура группы U2 в формате трехмерного изображения (3D) станут прорывом в новые возможности съемок живых концертов. Пока такие фильмы требуют специальных кинозалов, но ощущение сопричастности стоит того.
U2 3D
Привычный стереозвук и плоский видеоэкран уходят в прошлое. Нельзя сказать, чтобы этот процесс шел быстро – еще в середине 60-х в Москве можно было посмотреть в 3D несколько специально снятых фильмов. Надеваешь красно-синие очки, и погружаешься в мир объемного кино. Однако и у нас, и в Голливуде что-то не сложилось – техника была несовершенной, и возможности слишком малы по сравнению с бюджетом таких картин.
Однако опыты не прекращались. Объемное видео широко используется во всех Диснейлендах, а также в сетях Futuroscope и 3D IMAX. Последняя дошла и до России. Именно в кинотеатре Nescafe-IMAX прошла премьера фильма «U2 3D».
Сложности съемки
Фильм про U2 – действительно первый в истории концерт, снятый в 3D. Ранее проблемы заключались в габаритах и весе съемочной аппаратуры, не позволявших динамичную съемку. Отчасти эти проблемы решились с изобретением новой камеры 3ality Digital 3D – более легкой и компактной. Отчасти проблему пришлось решать поочередной съемкой ближних, дальних и средних планов. Поэтому съемочная группа проехала с музыкантами все латиноамериканское турне «Vertigo» с песнями из последнего альбома How To Dismantle an Atomic Bomb (2004), снимая на восьми концертах U2. Более того, для съемки динамичных крупных планов даже новейшая камера оказалась не готова, поэтому впервые в своей истории группе U2 пришлось выступить перед пустым стадионом исключительно для съемки крупных планов на камеры.
Всего в фильм «U2 3D» вошло 80 минут концертных съемок в Мехико, Сан-Пауло, Сантьяго и Буэнос-Айрес. Из последнего альбома в фильм вошли песни Vertigo, Love And Peace Or Else, Sometimes You Can't Make It On Your Own и Yahweh. Кроме того, прозвучал зубодробительный десяток хитов U2 разных лет: Pride (In the Name of Love), New Year’s Day, Sunday Bloody Sunday, Miss Sarajevo, Where the Streets Have No Name, With or Without You, Bullet the Blue Sky, The Fly, One и Beautiful Day.
Выбор песен безупречен. Для великой группы, которой является без сомнения U2, это еще и вполне репрезентативная выборка. Более нового альбома пока нет, и по последним сведениям, в 2008 году готовящийся материал у группы так и не выйдет.
Сняли фильм люди, совсем не чуждые U2. Режиссер Catherine Owens ранее делала видео на песню Original of the Species, да и весь визуальный ряд на турах ZOOTV, POPMART и Vertigo – ее рук дело. Второй режиссер Mark Pellington снял для U2 клип на суперхит One, и, кроме того, известен как режиссер боевика «Дорога на Арлингтон» и мистики «Человек-Мотылек» с Ричардом Гиром.
Стоит добавить, что в съемках принимало участие команда из 140 человек с 18 камерами. И что же у них получилось?
Сложности воспроизведения
Собственно, премьера фильма уже прошла в прошлом году на фестивалях в Санденсе и Каннах. Отзывы были восхищенные, хотя наблюдатели заметили некоторую рассогласованность между планами внутри песен. Избежать этого по техническим причинам не удалось.
В условиях российской действительности возникли непредвиденные иные сложности. Начиная со звука, критически важного компонента для музыкального видео. Сказать, что кинотеатр IMAX не приспособлен для воспроизведения концертного звука – не сказать ничего. Звуковые частоты перекосило настолько, что барабанщик бьет по бочке, а звука бочки мы не слышим. Ну нет в кинотеатре подобающего сабвуфера! Про перекос средних частот и говорить не приходится. Так что ощутить себя на концерте U2 может только самый непритязательный слушатель.
Еще одна проблема – качество изображения. Говорят, в Европе картинка вызвала всеобщее одобрение специалистов. Увы, удостовериться в этом на премьере было невозможно. По каким-то неизвестным причинам почти весь фильм прошел со сбитой резкостью. Боно не удостоился ни одного резкого кадра, больше других повезло Эджу и Ларри Маллену-младшему. В результате уже через 5-10 минут многие пришедшие зрители были вынуждены отворачиваться от экрана, настолько двоилось все в глазах.
Тем не менее, становится очевидным тренд в музыкальном видео – снять живой концерт в объемном изображении стало технически возможно. А об эмоциональной стороне вопроса не стоит и говорить, - когда почти в твой нос упирается гитара, где-то впереди машут руками зрители, а ударная установка состоит из отлично прорисованных барабанов – это совсем другое качество жизни. ` Это сродни переходу от немого кино к звуковому, и от черно-белого к цветному.
Более того, напрашивается много дополнительных эффектов, которых не смогли или не захотели сделать Кэтрин Оуэнс и Марк Пеллингтон. Одну только ударную установку теперь можно подзвучить на крупном плане так, чтобы полностью соотнести с ощущениями человека, стоящего перед установкой и отчетливо слышащего источник звука – каждую тарелочку, каждый барабан. Про работу гитарных процессоров можно и не говорить. Вокалист может не выглядеть куклой у микрофона, как в фильме «U2 3D», объем может придать ему невероятной психологичной реалистичности. В художественном кино этого достигать умеют, а музыкальное DVD осилить до сих пор не смогло.
Но давайте сделаем скидку на то, что этот фильм-концерт – первый. Впереди нас ждут множество открытий и находок на этом пути. Сложнее всего быть первым.
Фильм «U2 3D» будут показывать только в специально оборудованных залах, их нашлось около 40 на всю страну.
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Комментарии