В сущности, презентация альбома «Вася-Совесть» интриговала прежде всего обещанием Скляра спеть всю квадрологию про заглавного героя. И свое обещание Скляр сдержал.
И спел в хронологическом, как представляется, порядке: сначала новую «Вася-Совесть», потом «За гагарой с черным крылом» (аранжировка освежилась и минимализировалась), затем уже «А зори здесь тихие..» и «Предательство и контрабанда». Вася-Совесть обрисовался глубоко несчастным и одиноким человеком - трудное детство, трагическая смерть жены и ребенка, пьянство и преступление, зона, и вот Вася-Совесть предстал в образе Робин Гуда, карающего злодеев. Несколько отвлекает разница в инструментальной подаче - мюзикла не получилось, - и даже в вокальной подаче. В «А зори здесь тихие..» фактурный голос Скляра вдруг обрел чуть ли не расторгуевские нотки.
На презентации Скляр исполнил песни из нового альбома
Но главное получилось. Протянута нить от начала до смерти едва ли не главного героя лирики Скляра в последнее десятилетие (а ведь есть еще и рассказ в последнем «Русском пионере»!). В разных интервью Скляр пытался найти слова объяснения, отчего ему так дорог Вася-Совесть при том, что сам артист очевидно дистанцируется от этого героя. «Я - не Вася Совесть!», - повторяет Скляр.
Вряд ли тюремная романтика интересна высокообразованным поклонникам Скляра, это в большинстве своем люди совсем иного склада. Но артист заинтересовался судьбой когда-то вскользь упомянутого Пелевиным героя. И создал образ из плоти и крови, образ живого человека, без вины виноватого с детства, перемолотого Системой, и нашедшего свой стержень в покарании злодеев. Именно мужской стержень, основа личности, интересует Скляра. Это заметно по всему позднему репертуару артиста. Он ищет героев, которые несут в себе мощную идейную основу, позволяющую им дистанцироваться от бессмысленности и безумия буржуазного существования. Они преступники, но идейные преступники. В этом смысле другой герой Скляра - Че Гевара - мало чем отличается от Васи-Совести. В эпоху тотального отсутствия личности Скляр ищет и находит перверсии идейной индивидуальности в самых разных социальных слоях и даже на разных континентах. Именно такой герой ему интересен - настоящий мужчина, имеющий жизненные принципы и готовый действовать.
Александр Ф. Скляр
Такой герой интересен и аудитории Скляра, битком забившей клуб «16 тонн».
На презентации Скляр исполнил песни из нового альбома, приплюсовав к ним песни из цикла про Васю-Совесть (не факт, что артист не продолжит его), а на бис спел старые хиты - «Кислое вино», «Есть моря» и мамоновскую нетленку «Досуги-Буги».
В сет-листе был запланирован еще второй бис с «Эльдорадо» и «А море бурное», но несмотря на долгие и бурные призывы публики, музыканты на него так и не вышли.
Новые песни Скляра настолько мощны и внятны, что жалеть о распущенном «Ва-Банке» уже не приходится. Александр Ф. Скляр с стал артистом такого класса, что может петь под гитару - и все равно его будут слушать и восхищаться удивительной для наших широт сочетанием мужественной брутальности и элегантного дендизма.
Гуру КЕН
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА
Комментарии