«Пустые Холмы» как художественный процесс

Фестиваль, аналогов которому в России нет, продолжает реализовывать свободу творчества для каждого.

На живописно изогнутых берегах реки Пополта неподалеку от города Мосальск Калужской области с 10 по 14 июня прошел восьмой по счету open-air фестиваль свободного творчества «Пустые Холмы». Фестиваль еще несколько лет назад стал крупнейшим пространством некоммерческих видов искусства, в первую очередь – музыки. Нынешнему фестивалю повезло с погодой, и он собрал, по разным оценкам, от 40 до 70 тысяч зрителей.

Назвать точную цифру невозможно, поскольку вход на территорию фестиваля бесплатный и свободный. Организаторы учли ошибки прошлогодних «Пустых Холмов» в болотистой низине, когда мощные дожди буквально смыли фестиваль в грязь. Последний день фестиваля все-таки не обошлось без гроз и града, но сбоев в работе девяти сцен почти не было.

Музыкальные сцены фестиваля условно разбиты по жанрам – фолк-этника, блюз-регги, джаз-авангард, электроника, народные хоры, варганы, блюзовые джемы, андеграундный рок и «свободная» сцена, где может выступить любой желающий. Принципиальная позиция «Пустых Холмов» - отсутствие хедлайнеров и строгий отбор участников, что не мешает выходить на сцену уважаемым и высокопрофессиональным музыкантов (несмотря на столь же традиционное отсутствие гонораров за выступление).

Мировые имена представлены прежде всего world-music – бурятская звезда Саинхо, выступившая вместе с джазовым авангардистом Сергеем Летовым и электронной легендой Алексем Борисовым, а также петрозаводская группа «Ва-Та-Га». Саинхо опоздала на фестиваль, но все же выступила днем позже. А «Ва-Та-Га» сыграла впечатляющий сет с преобладанием танцевальных обработок, и очень неожиданно было увидеть Александра Леонова с аккуратной бородой и очками, он стал невероятно похож на Петра Мамонова.

Диапазон музыки на «Пустых Холмах 2010» оказался велик до степени сюрпризности. Скажем, на сцене можно было увидеть камерный оркестр SymFusion Orchestra, неделей раньше блиставшего на «Усадьбе Джаз», и бабушку-певунью Лукерью Кошелеву из украинского поселка Линово, поющую аутентичные народные песни. Увидеть авангардно-джазовый мюзикл на темы русских сказок от питерской Shakin' Manas с участием саксофониста «Аукцыона» Николая Рубанова и театра мимов, и тут же насладиться вызывающей театральностью фрик-кабаре «Серебряная свадьба» из Минска.


Перед одной из сцен «Пустых Холмов». Фото http://fotki.yandex.ru/users/dronnick

Девять сцен на довольно приличном расстоянии друг от друга – увидеть и услышать все, что хотелось бы, невозможно физически. Если не на таких фестивалях открывать новые имена, то где же еще? Одним их таких открытий вполне может стать новгородская группа Kira Lao, играюшая изысканную смесь трип-хопа, этно-джаза и а капелльного артистического пения. Возможно, именно на «Холмах» был дан старт их яркой карьере.

Однако музыкой на фестивале дело вовсе не ограничивается. Размах таков, что едва ли не каждому виду творчества нашлось свое место. Территория изобилует хитроумными арт-объектами. На театральной сцене друг за другом идут перформансы театров «Театр У», «Русские самоцветы», «Преображение», «Подвижники», Octopus, Movimiento, Inversiя и многих других. Здесь же царят электронная музыка и компьютерная графика. Пространство огня целиком отдано шоу с поями, факирскими трюками и веерами в обжигающе красивом посреди ночного поля огне. На варганной сцене идут не только выступления мастеров варгана, но и мастер-классы и даже варганные баттлы, состязания варганистов. Мастер-классы, впрочем, на «Пустых Холмах» найдутся на любую тему – от даосских практик до обучения выдуванию мыльных пузырей.

Главное, что притягивает позитивных людей со всей России (откуда только не встретишь тут загорелых странников с рюкзаками) – всеобъемлющее ощущение свободы. Есть свобода делать фестиваль своими руками, он и проводится исключительно усилиями волонтеров. Есть свобода быть самим собой, и своим искренним позитивом «делать» фестиваль. Ярко раскрашенные лица и тела, фантастические наряды, доброжелательность к окружающим – все это составляющие «Пустых Холмов». Кажется, что в стране с хмурыми милиционерами и не очень-то либеральной политикой такое невозможно априори. Однако «Холмы» вновь и вновь доказывают, что интеллигентные творческие люди способны самоорганизоваться, и создать творческое пространство вне шаблонных схем «воспитания подрастающего поколения».

Нельзя не заметить, что с годами «Пустые Холмы» стали эффективной формой созидания творческой энергии для целого поколения, брезгливо относящегося к современной политике и ее культурным моделям. Свобода музицировать и заниматься театральным творчеством, вне контекста коммерческой успешности и популярности, сугубо во имя собственного удовольствия – сильнейший катализатор. В отличие от фестивалей с пивными и иными спонсорами, на «Холмы» не давит мейнстрим. И даже без хмурой милиции здесь научились обходиться своими силами «стражей Холмов», серьезных происшествий за всю историю фестиваля не было ни разу, хотя планку 40 тысяч посетителей фестиваль преодолел еще в 2008 году.

Можно предвидеть, что спустя несколько лет уже сотни тысяч молодых творцов будут гордо называть себя детьми «Пустых Холмов». На наших глазах разворачивается интереснейший творческий эксперимент. И если власти будут достаточно мудры для невмешательства, этот здоровый творческий процесс непременно принесет и вполне весомые плоды в области современного искусства.

Гуру КЕН, для газеты «Новые Известия»

Еще об этом