Музыка Ulutau вызывает оторопь. Ну как к ней относиться? Виртуозно сыграно, но официозно подано. Этнические корни, но хард-роковая подача. Чтобы играть в Ulutau, лучший барабанщик России Игорь Джавад-Заде бросил группу Авраама Руссо и уехал жить из Москвы в Алма-Ату.
Так не бывает. Но так бывает. В эстетике Ulutau чрезвычайно сильно сквозит тоталитарный абсурд. Потому что так бывает только в очень диковинных тоталитарных государствах, где чиновники указывают артистам, как петь. И даже заинтересованы в артистах, следят за ними и раздают указания. Именно так сейчас происходит в Казахстане. И ох как об этом соскучились некоторые артисты у нас в России.
Раньше такие культрегерские функции выполняли чиновники. Например, группу «Ялла» чиновники назначали символизировать Узбекистан. Ансамбль «Березка» – Россию. А тот же солнечный социалистический Казахстан обозначала на голубых экранах Роза Рымбаева. Так вот, и сейчас в солнечном Казахстане, давно переставшем быть социалистическим, продолжают назначаться символы.
Группу Ulutau собрал вовсе не музыкант, а чиновник. То есть он музыкант – певец и продюсер. Но гораздо более Кыдырали Болманов известен как директор Департамента культуры города Алма-Аты. Символично, что он подписал контракт с бывшим барабанщиком той самой «Яллы» Джавад-Заде. И символично, что московскую презентацию вел популярный политический телерадиожурналист Владимир Соловьев.
Не знаю, что чувствовала многочисленная казахская диаспора в Москве, поставившая на презентации пластинки «Jumyr-Kylysh» рекорд посещаемости казино Jazz-Forte за все годы его существования, но мне остро чувствовалась рука чиновника во всей этой прог-роковой конструкции. Лакированная этничность блистала. И не придерешься. Самые настоящие народные казахские песни, произведения казахских классиков и «кюи» (инструментальные пьесы) великих акынов казахского народа. И даже Бах с Моцартом обрели некий казахский разрез глаз в переложениях Ulutau. Патриотично и вполне годится на экспорт.
Проблема только в том, что мы в России этот этап патриотизма давно пережили. Чтобы убедить нас в силе и мощи русской культуры, нам уже вовсе не нужно крутить с утра до вечера по телевизору «Лебединое озеро». И гитары в форме балалаек у группы «Парк Горького» нам теперь вспоминаются в страшном сне, в чем недавно признался и Александр Маршал. У Казахстана все это еще впереди. Ulutau – хороший экспортный товар для наивных европейцев. Российский слушатель только ухмыльнется – хорошо играют, дескать, но как-то…
А если убрать это скептическое «как-то»? Что получим мы в сухом остатке?
Пожалуй, что чистый профессионализм. Пронзительная скрипка Нургайши Садвакасовой звучит точь-в-точь как скрипка Ванессы Мэй. Соло-гитара Максима Кичигина выдает пассажи в духе позднего Manowar, будто разрезая брутальный минимализм великолепного мастера игры на домбре Ержана Алимбетова. Непременные прог-роковые клавишные пассажи Романа Адонина успокаиваются ровным биением ритм-секции.
А в сольном номере блистательный Игорь Джавад-Заде дает настоящий мастер-класс игры на ударных. Его 15-минутное соло стоит многих учебников игры. Углядеть, чем именно и по чему именно он барабанит каждую секунду, решительно невозможно. Джавад-Заде, поигравший на своем веку со всей элитой российской рок- и поп-музыки (от Земфиры до Кристины Орбакайте), заявил, что бросает попсу навсегда. И именно по этой причине уезжает играть из Москвы в Казахстан, а не наоборот, как это принято. Таковы аргументы, таковы подтексты на первый взгляд абсурда. Но абсурд ли?
Почему не поиграть этно-прог-рок там, где существует господдержка? Российским рок-музыкантам, лишенным как кнута, так и пряника от властей, Джавад-Заде уже попросту не по карману.
Хард-роковая виньетка откровенно идет незамысловатым музыкальным историям о том, как автор любил девушку всю жизнь и носил подаренное ею кольцо, однако судьба их так и не соединила. Инструментальное творчество Ulutau достаточно харизматично. Более того, рок-драйв домбры Ержана Алимбетова наводит на мысль, что ресурсы русской балалайки еще не до конца оценены.
Можно упрекнуть Ulutau в некоторой аранжировочной однообразности, но никак нельзя упрекнуть в недостаточной креативности. Аромат казахских степей и дух воинов Тамерлана сквозит не только в сценических костюмах музыкантов, но и влит полной чашей в музыку современных кюйши. Пьеса «Адай», например, вызывает прилив воинственных чувств ничуть не меньший, чем боевики Rammstein. Но каждую секунду совершенно понятно, что воинственность эта имеет именно казахский колорит. А такое уточнение уже дорогого стоит.
Вопиющая консервативность звучания Ulutau вызвана все тем же привкусом официоза. Если бы музыкантам поставили цель играть просто хард-рок, то я не сомневаюсь, что они вышли бы в традиционном костюме-тройке. Поставлена задача «нести евразийство» (любимая тема казахского президента) в мировую культуру – они одеты в традиционные казахские народные одежды. Все как положено.
Однако политическая составляющая все же уступает творческой, иначе бы не стоило даже упоминать об этой группе. Саунд Ulutau настолько оригинален, что не находишь даже сравнений. Упоминания про Ванессу Мэй и старый добрый хард скорее запутывают, нежели что-то разъясняют. А много ли в последнее время мы слышали групп, чей саунд настолько оригинален? В эпоху горделивой вторичности придумать оригинальный продукт в шоу-бизнесе означает половину шансов на успех.
«Экспортный товар» – слово в шоу-бизе вовсе не уничижительное. Далеко не всегда продукт, идущий на экспорт, совсем плохо продается в своей стране. Мадонна и Rolling Stones – это тоже экспортный товар. Точно так же «Улытау», существующая уже пять лет, вполне популярная в своей стране группа. Она есть в телеротациях, о чем давно не могут даже помыслить российские «тяжелые» группы. Она выступает на официальных праздничных концертах, о чем тоже не могут помыслить… Ну, не буду сыпать соль на раны отечественных металлистов.
Собственно, продюсер Ulutau вовсе и не ставит на Москву. Россия – лишь транзитная точка по пути к покорению Лондона и Парижа. Презентации там уже намечены на весну. И можно себе представить, как в кругах Питера Габриэля отнесутся к национальному проекту идейных продолжателей всемирно известного «Ашхабада».
Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru
Комментарии