Это очень важное уточнение, насчет попадания. Не понимая этого цельного феномена, невозможно понять, почему именно `Хуун-Хуур-Ту` стала звездой мирового масштаба. Ведь есть в Туве певцы и получше, что там скрывать. Почему же именно `Хуун-Хуур-Ту` интересна Роберту Фриппу, почему она заставила бросить все и записывать именно их Фрэнка Заппу, почему с ними записывается `Кронос-Квартет` и Стиви Уандер? В этом году группа номинирована на BBC World Music Award, самую престижную премию в мире этно-музыки.
Музыка `Хуун-Хуур-Ту` дает образец высокого вкуса и умного вплетания традиционного фольклора в современные временные стандарты, без увлечения попсой и электронными имитациями. Аутентичность фольклора вовсе не противоречит изменившися жизненным укладам. Музыканты демонстрируют, что искреннее народное искусство абсолютно современно и актуально. В отличие от многих других мастеров тувинского горлового пения, на которые ходишь, как в этнографический музей.
Десятилетие группы, которое отмечалось на днях в ЦДХ, получилось не менее современным и постмодернистским. Потому что колективу давно не 10 лет, а как минимум 12, потому что музыканты сговорились считать датой основания 1992 год, потому что в 1993 году у них вышла первая пластинка в Америке, и странно было бы считать более поздние даты. Да и не двенадцать даже. Потому что Тед Левин, известный американский этнографический исследователь, был в Кызыле в 1987 году, и слушал там `Хуун-Хуур-Ту`. Да и не совсем `Хуун-Хуур-Ту`, а скорее `Кунгуртук`. Потому что в еще в 1980 году такая группа выступала в Сочи, на традиционном сочинском музыкальном фестивале. Ирония судьбы еще в том, что последний участник пришел в группу в мае 2003 года, а тувинские обычаи могли бы подсказать, что именно эту дату стоит считать датой основания. Понимай, как хочешь.
И все же было десятилетие, и все же съехались друзья – Инна Желанная, `Ва-Та-Га` и известная грузинская джазовая певица Нино Катамадзе. Первое отделение было целиком посвящено постмодернистским именинникам, второе – гостям и совместным выступлениям.
После длинного поучительного рассказа Александра Чепарухина, руководителя `Green Wave Music` и по совместительству директора группы, об истории взлета `Хуун-Хуур-Ту` в мировых чартах world-music, начался собственно концерт. Кстати, в гримерке Павел Кашин, пришедший на концерт, увлеченно рассказывал телевизионщикам, что в Америке в музыкальных магазинах из всех российских групп он смог найти только альбомы `Хуун-Хуур-Ту`. Начали музыканты с квартета горлового пения `Молитва` (`Prayer`). Впечатление от акапелльного пения четырех мастеров настолько глубокое, что не отпускает уже весь концерт. В качестве аккомпанемента музыканты используют традиционные тувинские инструменты - дошпулуур, игил, хомус, разнообразные ударные и традиционную гитару. Никакой электроники, никаких ударных установок.
В музыке группы сочетается традиционный тувинский фольклор и авторские композиции музыкантов. Фольклор подразумевает эпические сказания и короткие сюжетные зарисовки. О пастухе, бредущем в метель к родному дому. О караванщиках и вольных гордых конях. Потому что конь, как заметил лидер группы Саян Бапа, всегда с тувинцем, ведь тувинский народ был и остается кочевым народом. Поэтому самые проникновенные песни традиционно посвящены коню. Барабанчики, изготовленные самим Алексеем Сарыгларом из копыт, стучат как скачущий конь по равнине. Струнные создают неспешный ритм, под который удобно рассказывать историю, переходя из обычного пения в горловые стили – хоомей, каргыраа, сыгыт, борбаннадыр и многие другие.
Музыканты собрали в первом отделении, похоже, почти все свои самые известные композиции – `Barlyk River`, `Fantasy On The Igil`, `Kongurei` и др. Второе отделение запомнилось прежде всего затейливыми манипуляциями лидера `Ва-та-ги` Александра Леонова. Напомним, что `Ва-та-га` - это новое название широко известной петрозаводской `Reel`. Леонов играл за десятерых с помощью секвенсора, в который он на глазах зрителей заводил звуки барабанов, пилы, пластиковых бутылок и собственного голоса, а потом вместе с `Хуун-Хуур-Ту` пел русские поморские песни. Впечатление достаточно безумное.
Большой успех у публики имела Нино Катамадзе, в джазовой манере спевшая этническую композицию. Был непременный джем из почти всех музыкантов, выступавших на сцене. И закончили этот юбилейный вечер все-таки `Хуун-Хуур-Ту`. По просьбе самого Чепарухина они исполнили одну из самых красивых своих песен, о тайге. Звуки пения птиц в живом исполнении вокального квартета из Тувы. Из России.
Прекрасная музыка, прекрасное чувство вкуса и меры. `Хуун-Хуур-Ту`.
Александр Уваров, Guruken.ru
Комментарии