Начало в 19.00, вход 300 р. Адрес клуба: Москва, ул. Казакова, дом 18, Телефон: (095) 105-64-17 (клуб), (095) 267-0654 (информационный центр) E-mail: [email protected] схема проезда :http://www.east-club.ru/site/shema.html
Ногон Шумаров:
Режиссер, актер, заслуженный артист России, драматург, певец и композитор. Окончил Новосибирское театральное училище, затем Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии - кафедра проф. Товстоногова Г.А, класс проф. Музиля А.А.. Постановщик пятидесяти спектаклей и театрализованных представлений. Автор десяти драматургических произведений. Постановщик первой алтайской оперы "Талай-Хан" и балета "Эрлик-Хан"
Участник Дней литературы и искусства Алтая в Москве, Ленинграде, Риге, Новосибирске, Байан-Ульгийе, Киргизии, Туве, Башкирии, Хакассии. Участник Всемирного фестиваля фолкмузыки г. Вильнюс 1991. Участник Всемирного фестиваля фолкмузыки во вьетнаме 1991. Участник Всесоюзного телеконкурса "Товарищ-песня" 1985 Международные музыкальные фестиваля в Швецарии, Германии, Австрии, Словении, Италии, Норвегии, Чехии, Словакии 1996 1997 1998. Международный фестиваль Песни-2000г. Инсбрук ( Австрия, Швейцария) Международный театральный фестиваль "Узкий взгляд Скифа" Москва 2001 Международный фестиваль этнической музыки "Живая Вода" на Телецком озере в Горном Алтае (1999, 2000 и 2001) 13 Международный фестиваль "Год гор" в Австрии 2002.
Ногон Шумаров провел целую серию концертов и цикл семинаров в Москве. Так же Ногон Шумаров участвовал в спектакле "Песнь 23" поставленным Анатолием Васильевым по произведению "Илиада". Вот что рассказывает Ногон Шумаров www.overtone.ru про свой творческий путь:
В нашем искусстве "Кай" основу составляет текст эпического произведения. Мы, алтайцы поем в основном поем эпосы и очень большие и длинные, например эпос Маадай Хара - это 8000 стихотворных строк, переведен на многие языки мира - на русский, на венгерский, на немецкий итд. На русский язык его перевел Александр Пленченко из Новосибирска. Эпос Джангар это 36000 стихотворных строк. Эпос поется канонически, но по ходу я могу менять текст у меня есть такое право, сюжет остается неизменным, но слова могут быть разные. Например Алексей Калкин один и тот же эпос один к одному никогда не пел. Каждый раз по новому получалось. Он даже в жизни говорил стихами , поговорками. Тут надо понимать философию произведения конечно, а маленькие песенки и частушки каждый может "горлить". Мои учителя это Алексей Григорьевич Калкин, Шуну Ялатов, Товар Чачияков, я к ним ходил учился, не пению я имею ввиду, а способам донесения философии. Сегодня единственный сказитель по наследству это Тансипай Шинжин. Алексей Григорьевич Калкин учил меня: не надо реветь, надо передавать смысл сказания, представь что ты Библию поешь. Так же эпическое дыхание 3 минуты поется на одном дыхании, так мог Алексей Калкин, я мог в молодые годы 2 минуты петь. Это особое умение обладать космический небесным потоком дыхания, держать, и эту энергию превратить в музыку а не просто хрип или гул из орта.
Петь то я сам научился. Начал петь в 30 лет - еду на по горам на коне и вдруг захотел выразить свой восторг! Вот думаю как же, как же мне это сделать. Так то я пел по европейски романсы, вот думаю что то не то, как же выразить свою любовь к этому краю и вот постепенно стал появляться у меня этот "рык", думаю ощущения приятные, наверное это правильно, потом скачешь через горы, поешь и образуется такое ощущения большого полета. По началу не раз терял голос на месяц и больше... поешь, поешь потом пьешь холодную родниковую воду и все, голоса как не бывало.
Когда уже начал петь эпосы, мои же друзья говорят да брось ты все это!! УЙДИ СО СЦЕНЫ! шарлотаном называли. Не поешь, а рычишь как медведь, народ только пугаешь. А вот уже потом, когда я всю республику проехал и заграницу начал ездить наконец признали меня. Вот тут я и объявил: можно в любой время научится петь, от отца к сыну это не передается. Раньше то говорили - табу :если у тебя отец пел то ты можешь петь, а если нет то у тебя ничего не получится - это же вранье! Любой человек, девушка, мужчина может научится. Мы все люди, у всех связки одинаковые, у кого то меньше может быть у кого то больше. А сейчас еду по республике простые люди, чабаны мне говорят О! Ногон! ты сказал в любом возрасте можно научится петь! И я научился! Ты мой учитель! Другой говорит: когда то ты говорил что в любом возрасте можно научится петь я вот сижу в горах пою, пою - потом БАХ и голос пошел - ты мой учитель! Приятно конечно. Потом я уже приезжал в Хакассию учил там исполнителей, они и позабыли эпическое пение совсем. Серегу Чиркова, Болота Байрышева и Сарумая у нас на Алтае.
Перед началом произведения сказитель благославляет свой инструмент топшур...
Комментарии