- C кем предстоит играть, какие именно песни, и каковы перспективы дальнейшего сотрудничества с этими музыкантами?
- Прежде всего концерт во МХАТе – это презентация нового альбома «77RUS». Почему так получилось? Мы с Ильей Хмызом знакомы уже лет восемь. Он был нашим концертным звукорежиссером в бывшем коллективе. Концертный альбом Farlanders – его рук дело. Как звукорежиссер он просто талантище. Ему ничего не надо объяснять, как за каменной стеной: стой и пой. И еще тогда возник вопрос, не сделать ли что-нибудь совместно с его группой «Malerия». Поскольку сами по себе они тяготеют к электронно-инструментальной музыке, то пользовались, по большей части, семплами. Делали ремиксы на «Хуун-Хуур-Ту», Владимира Преснякова и т. д. Мне их работа очень нравилась, и жанр «тяжелой электроники» мне тоже интересен. И музыкальные вкусы у нас схожи. Совместная работа все оттягивалась и оттягивалась, но мы понимали, что когда-то сядем и сделаем.
И теперь возник такой момент, когда появился материал. Сергей Старостин предоставил плоды своих экспедиций по Тверской области. Тут же у Ильи родились свои наработки. Так мы все закрутили. Какие-то песни нам не подходили, мы брали новые, переаранжировывали… Мастеринг менялся многократно. Уже после готового мастеринга мне звонил Илья и сообщал: «Я уже в восьмой раз отмастерил альбом. Все, лучше быть не может». Звонит через неделю: «Угадай, что я сейчас делаю?» Он опять мастерит альбом, через какие-то лампы прогоняет.
Записали альбом, стали искать издателя. Неприятная история с одним лейблом, неприятная история с другим… И мы решили всех послать. Выпускаем альбом «77RUS» сами, он выйдет как раз под презентацию 2 июня во МХАТе.
Говорить о перспективах я бы пока не стала. Есть желание выйти на качественно иной уровень. Именно поэтому был выбран МХАТ. Мы же много лет давали концерты за границей, побывали везде, кроме Японии и Австралии. А здесь, в России, наш уровень «клубной группы» немного утомил. Не настолько у нас клубная музыка, чтобы играть даже в больших клубах! Хочется, чтобы побольше народу пришло и услышало.
- Кто будет на сцене из музыкантов?
- Будут бас, гитара, барабаны,
трубач, скрипач, он же таблист. И много компьютеров.
- Песни только новые?
- Да, только новые. Ничего из старых песен
петь не будем.
- Расскажи, из-за чего все же ты больше не работаешь с Farlanders? В
прессе как-то неактивно обсуждалась эта тема.
- На мой взгляд, этот союз
себя в принципе изжил. Мы работали вместе 10 лет. А если считать с «Альянса» в
1989 году, то все 15 лет. Ничего нового не происходило, а мне очень хотелось
отойти от устоявшихся схем. Однообразие надоело. А музыканты Farlanders – люди
устойчивые и ни на какие эксперименты их не свернешь. Стало неинтересно. Плюс к
этому примешался человеческий фактор – мы проводили друг у друга на глазах по
полтора месяца в бесконечных поездках. Устаешь от этого.
- Говорили все-таки, что вы разругались между собой.
- Всем так
хочется думать. Чтобы был информационный повод, скандал. Но ничего такого не
было. Мы просто разошлись. И все.
И потом, нами занимался же Саша Чепарухин. Что само по себе о многом говорит. За все заграничные поездки – честь ему и хвала. Но здесь, в России, не происходило почти ничего. На мой взгляд, это неправильно. Я считаю, что Farlanders – одна из лучших групп в стране. И не заниматься ею на должном уровне – большая ошибка.
Кстати, в концерте будет участвовать барабанщик Farlanders Владимир Жарко, с очень хорошим чувством стиля. И со Старостиным мы общаемся весьма плотно. Мы с ним никогда и не ругались, и повода не было, и он – самый ненапряжный человек в коллективе.
- Был период, когда концертов Инны Желанной с Farlanders долго не было
вообще. Это было связано с твоей работой на О2ТВ?
- Нет, сначала я ушла
из группы. А потом пошла работать на О2ТВ. Когда я работала на ТВ, никаких
музыкальных проектов у меня не было. Я сознательно пошла на работу, на полный
рабочий день, чего со мной не было с 1985 года. Вошла в этот режим жизни.
Интересный был период.
- Переслушал последние альбомы. А ведь под твой голос с такими
пронзительными мелодиями очень хорошо подошли бы поп-аранжировки в западном
понимании.
- Это и была поп-музыка в западном понимании. По большому
счету.
- Там довольно жесткие гитары.
- Ну и что? У Брайана Ферри тоже
жесткие гитары. Это типичная поп-музыка. Мы долго думали, что бы написать в
пресс-релиз, и Журавлев изобрел формулу этнопоп-панк. Никакого рока там рядом не
стояло.
- Что-то наши поп-музыканты не приняли ее за свою.
- А между нашими
поп-музыкантами и западными большая разница. И между поп-музыкой и попсой – тоже
большая.
- Популярность – это всегда работа для большого количества людей. Может ли
популярный артист быть свободным? Или он всегда зависим от публики?
- Я
считаю, надо обманывать надежды публики постоянно. Попадая в зависимость от нее,
ты оказываешься в рамках. Мамонов, например, никогда не отступал от своей линии.
Как может человек сказать: «Да, я несвободен»? Это уже шоу-бизнес.
Я сейчас с удовольствием сняла бы с себя клеймо фольклорного элемента. И я это сделаю обязательно. Хочется чего-то авторского… А может, это кризис. Кризис среднего возраста, кризис жанра… Но я считаю, что человек должен быть свободен. По крайней мере, чувствовать себя свободным.
- Мы слышим хиты Сезарии Эворы на радио. Нужны ли вообще этномузыкантам
хиты?
- Учитывая, что этномузыканты используют народную музыку, то вопрос
нужно бы поставить так: есть ли в народной музыке хиты? Есть: «Ой, мороз,
мороз», «Черный ворон». «Черный ворон» – совокупность этой пьяной русской тоски,
когда все плохо и хочется всплакнуть. Но традиция – не для этого. Мы поем песни
преимущественно обрядовые, которые пелись на урожае, при выдаче девки замуж,
похоронные, свадебные и т. п. Но хиты ли они? Наверное, нет.
- Почему даже те популярные пьяные русские песни не стали в исполнении
наших этномузыкантов хитами? Кроме «Валенок» Пелагеи, нечего вспомнить. Они
настолько беспомощны?
- Если мы говорим о творчестве, то слово хит –
ругательное. А если мы говорим о русской традиционной песне, то она хитом стать
не может – у нее нет припева, очень сложный мотив, много слов.
- А вот «Верасы» пели белорусские песни так, что весь народ за ними их
пел. И до сих пор по радио крутят.
- Испортили хорошие песни! (Хохочет).
Выкрутилась! Это же попса. «Валенки» – тоже попса.
- Тебе не обидно, что бренд Инны Желанной не сложился в широких народных
массах как имя? А более поздний бренд «Мельница» из примерно тех же степей –
сложился?
- Не обидно, потому что у меня все сложилось в мировом масштабе
гораздо лучше, чем в России. И обидно одновременно. За то, что в собственной
стране такая музыка не нужна. У меня нет ощущения, что что-то упустила. Я
объездила весь мир, а кому и где нужна «Мельница»?
Для меня «Мельница» – непонятный феномен. По мне «Тату» – лучше. Музыкальнее, слаженнее и качественнее. Мне кажется, заниматься в России ирландской музыкой, как и любой другой – африканской, бразильской, – на высоком мировом уровне могут немногие люди. Среди наших кельтообразных коллективов я таких вообще не знаю, кроме разве что Mervent. Но уж никак не «Мельница».
- Чтобы такая музыка стала популярной в России, ее надо адаптировать для
нашего уха. Играя, как африканец, не станешь популярным в России.
- Может
быть. Но редкие люди могут это делать на уровне. Вот я думаю про «Маркшейдер
Кунст», – мне кажется, что вот они делают бразильскую музыку хорошо.
- Количество групп, играющих ирландскую и кельтскую музыку, множится на
глазах. А вот играющих русскую музыку – только убывает. Почему?
- Ведь
действительно так и есть. Интересный вопрос. Так исторически сложилось, что в
1917 году мы на долгое время потеряли свою связь с корнями. С 60-х годов мы
долго смотрели на Запад, перенимая их традиции. А у нас, кроме советской
эстрады, ничего не было. Ее наслушались досыта, и возник момент протеста.
Подмены традиции вызывали отторжение у слушателя.
- Была ли подмена, когда в советское время постоянно крутили по радио и ТВ
русские песни в исполнении Зыкиной и компании?
- Думаю, все же была.
Лучше думать так, чем полагать, что русский народ такой темный и убогий, что
слушает все подряд.
- Но тогда русские песни пели и запоминали. А теперь тинейджер не знает порой
ни одной русской песни.
- Дибров недавно в «проСВЕТе» сказал такую фразу:
«А теперь для самых маленьких мы покажем, что такое Роберт Плант». Понимаешь,
такие вещи должны изучаться в школе. Шедевры мировой культуры, например. Не
только русские народные песни. А дети знают только тех, кого крутят по MTV, а
там же негры сплошные.
- Ваши творческие планы? Кто будет заниматься дистрибьюцией нового
альбома?
- Мы выпустим первую тысячу дисков и будем ждать осени. В
магазины пластинки не попадут, будем продавать их на концертах. На радио наши
песни не берут. Говорят, и не хит, и не формат. За столом петь нельзя.
- А почему у тебя такие песни, которые нельзя за столом петь, по русской
же традиции?
- А вот я после нашего разговора подумала, отчего бы мне не
записать альбом русских застольных песен. Только, мне кажется, их тоже петь за
столом не будут…
Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"
Фото автора.
Комментарии