Алексей Айги: Пока есть желание играть - будем играть!

Алексей Айги рассказал, почему девять лет не выпускал альбомов и что будет с «4'33"» в будущем.

Многие узнали Алексея Айги только после выхода фильма «Страна глухих», где приключения странноватой троицы сопровождала чарующая минималистичная музыка с пронзительной скрипкой во главе.

Хотя у Айги длинная история. Закончил музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, ансамбль «4'33"» основал и назвал в 1994 году в честь, разумеется, знаменитого концептуального молчания Джона Кейджа. Но большой успех пришел именно со «Страной глухих» - и тут все завертелось-закрутилось. Айги и его ансамбль стали культовыми в среде прогрессивной интеллектуальной молодежи, стали собирать залы с отменной публикой. Затем пришло сотрудничество с актуальными мировыми артистами - Пьер Бастьен, Дитмар Боннен, Намгар, Мина Агосси, Ян Тирсен...

Алексей Айги
Алексей Айги

Параллельно Алексей Айги стал едва ли не самым востребованным и титулованным в России кинокомпозитором. Саундтреки к фильмам «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн» В.Тодоровского, «Ретро втроем» П.Тодоровского, «Рагин» К.Серебренникова, «Гибель Империи» В.Хотиненко, «Сыщик Путилин» С.Газарова, «Дикое поле» М.Калатозишвили. В 2008 году Айги поставил едва ли не рекорд, взяв все три крупнейшие российские кинопремии «Кинотавр», «Золотой Орел» и «Ника» за лучшую музыку к фильму!

И это все без учета активнейшей работы в кино во Франции, где сейчас живет Айги, - и там десятки лент. И еще музыка к театральным спектаклям... При такой активности ансамбль «4'33"» неизбежно отошел на второй план, однако концерты все-таки случались регулярно, и при прежних аншлагах.

Последний альбом Mix (с участием Мины Агосси) вышел в 2003 году. Девять лет назад! При теперешнем темпе жизни - практически в прошлом веке. И вот 30 мая в КЦ «Дом» случится презентация нового альбома Алексея Айги и «4'33"» - «Hard Disc».

Алексей Айги и 4'33
Алексей Айги и 4'33" - Hard Disc

- У вас успешная концертная история, клубы всегда битком. Отчего же возникла такая пауза в выпуском альбомов - аж в девять лет?

- Несколько причин. Было много киноработы, потом музыка долго писалась, потом, когда начали запись, возникли разные трудности - от занятости музыкантов до занятости студии… Писали на Мосфильме, в оркестровой студии, в нее тоже надо пролезть... Но я удивлен, что прошло девять лет, казалось все было недавно. Хотя что-то за эти годы выходило – например, концертный диск Live@Loft в 2005 году.

- Мне казалось, что ваша киномузыка и музыка собственно «4'33"» вполне себе взаимодополняли друг друга. Получилось, что помешали?

- Нет, не мешали. Времени не было. Ну и несколько лет точно не было внутренней потребности после выхода последнего альбома Mix.

- Кстати, и саундтреки у вас к таким разным по стилистике фильмам... Каков критерий выбора, с кем работать?

- Критерий один. Нравится - не нравится. Все остальное вторично...

- Так получалось, что музыку вам заказывали уже после съемок фильмов?

- В России в основном да. Редко когда на стадии сценария разговор. Из последних таких работ – «Достоевский» Владимира Хотиненко и «Орда» Андрея Прошкина. Во Франции подход построже, стараются договориться до съемок.

- Особенно интересно про «Достоевский», конечно. Как формулировал Хотиненко, что он хочет от музыки по такой непростой теме? Соотносился ли будущий саундтрек с русской классической музыкой?

- С Хотиненко я уже работал, поэтому было не так сложно. Он мне как-то доверяет. До съемок ему хотелось услышать, в какой стилистике будут главные темы. Пересказывать своими словами пожелания режиссера не так просто, - не получится так изящно, как у него. Так что я лучше воздержусь... В общем, после того, как главные темы были готовы, остальную работу я делал по своему усмотрению. Сам раскладывал по сериям, дописывал где что нужно и так далее. Мы писали все оркестром посерийно, что довольно редко у нас на телевидении, обычно делают набор тем и режут по живому. Русскую классику я специально в голове не держал, но в оркестровке, следы, скажем, Петра Ильича присутствуют.

- В последние годы вы работали в основном с двумя оркестрами - Musica Viva и Оркестром кинематографии п/у Скрипки. Почему было принято решение записывать Hard Disc именно с Musica Viva?

- С оркестром кинематографии мы работаем над большими симфоническими саундтреками. А для диска нужен был сравнительно небольшой оркестр, поэтому Musica Viva была оптимальна. К тому же ими я могу сам дирижировать, народ там молодой и мне с ними комфортно. Я же не настоящий свар, тьфу, дирижер.

- Ну, не стоит скромничать. Ведь и оркестровку всего альбома делали вы сами?

- Ну да, я все сам всегда. Все оркестровки для симфонического оркестра - тоже. Но надо сказать, что все музыканты «4'33"» всегда свои партии додумывают сами, соло на диске - тоже их работа.

- В пресс-релизе к альбому указано, что в диск вошли произведения последних лет. Была ли единая концепция у альбома, или выпущено для того, чтобы не «скисло»?

- Нет, у нас ничего не скисает. Выбрано было лучшее, возможно, прочее останется только в концертной форме. Концепция у диска есть, но там такие тонкие для меня связи между разными музыками, что так их не выскажешь.

- Может быть, всё как-то объединяет смысл названия альбома Hard Disc?

- Ну, название - это скорее про все остальное...

- Тяжесть бытия? Или ирония по поводу mp3?

- Да все сразу...

- Я не слышал еще альбом, кроме одного уже выложенного в интернет трека (как раз mp3!). После последних довольно философских и непростых для восприятия альбомов как будто вы возвращаетесь к позитиву? К стилистике «Танго морских свинок», всегда идущих на ура в концертах?

- Нет, если вы про сайт «Афиши», то они выбрали самый позитивный трек. Альбом вовсе не про это.

- То есть надежды на позитив никакой? Мне-то казалось, что просвещенная молодежь, фактически хипстеры, ждут от вас чего-то именно такого.

- Ой, я не знаю, что ждет от нас просвещенная молодежь. Но последняя программа у нас самая «драматичная» из всех. Позитив - позже.

- Есть имена, на которые вы сейчас ориентируетесь? Вообще, вы слушаете чужую музыку?

- Мне кажется, что время наступило такое, что ориентироваться вообще ни на кого невозможно. Я, впрочем, и раньше особенно не обращал внимания на тенденции. Чужую музыку почти не слушаю, некогда...

- С кем ни поговоришь - с Башметом, Коганом, кем угодно, - все жалуются на отсутствие новых композиторов. А вам не хотелось бы вернуться в академическую музыку, может быть, в крупные формы?

- Сейчас у меня нет большой потребности обязательно писать «академично». Появится - буду что-то делать. Мне сначала надо дописать «Поклон Пению» на стихи моего отца, эта музыка, кстати, принадлежит скорее к академическому направлению. Про жалобы исполнителей сказать ничего не могу – действительно, хотели бы, нашлись бы композиторы для них. Меня, например, Алексей Гориболь попросил написать для фортепиано с оркестром, и я ему написал специально. А крупные формы сложно писать «в стол», без заказа.

- Каким вы видите будущее «4'33"»?

- Ой, группе будет 18 лет через несколько дней, я про будущее никогда не думал. Пока есть желание играть - будем играть!

Гуру КЕН

Комментарии

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Допустимые HTML-теги: <em> <strong><ul> <li><p><br><i><b>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.