Мода записывать акустические альбомы пошла сразу после массовой победы электричества над живым звучанием. Электрогитары оказались более созвучны стадионному восприятию рок-музыки. Да что говорить, они просто технологичнее.
Бьешь по струнам, но звук идет не из чресел гитарной деки, а потоком электронов уносится в некую не менее электронную коробку, в которой преобразуется неведомым гуманитарию способом. И уже эта пережеванная машиной кашица скармливается слушателю. Степень пережевывания определяется уровнем выкрученной ручки гитарной примочки.
Старые добрые гитары, контрабасы и рояли остались в эпохе «до нашей эры». Теперь они требуются лишь тогда, когда музыканту необходимо подчеркнуть степень лиричности очередного «медляка».
А то и вовсе концептуально противопоставить себя современности. Поешь французский шансон 60-х годов, как иной раз Ирина Богушевская, - и сажаешь тогда клавишницу за рояль, а гитаристу даешь в руки полуакустику.
Потом в мире появилось MTV. И петь акустику стало модным и даже престижным. Живые концерты в студии MTV стали синонимом умения музыкантов владеть инструментом, а альбомы с характерной надписью после звездного имени «Unplugged» появились в дискографии каждого уважаемого каналом MTV артиста. Более того, у некоторых артистов они стали едва ли не самыми удачными и продаваемыми пластинками - вспомним Эрика Клэптона, к примеру.
Вторая попытка
И Диану Арбенину подтолкнул к изданию «Тригонометрии-2» коммерческий успех первой «Тригонометрии». «История началась в 2003-м, когда мы сыграли во МХАТе концерт акустический, записали его, выпустили, и он вдруг разошелся немереным тиражом, но не все вошло в пластинку, и нас попросили выпустить вторую «Тригонометрию», - рассказывала певица. Какой артист в стране захочет отказывать «Реал Рекордз»?
Арбенина взялась прослушивать оставшийся материал для второй пластинки. Послушала-послушала, и он… ей не понравился. Диана решила перепеть заново эти песни в акустическом варианте на специальном концерте во МХАТе и заодно вспомнить некоторые старые, редко исполняемые на концертах вещи.
После ухода Сургановой у Арбениной не хватало духу исполнять их без скрипичных партий Светы. Так в «Тригонометрии-2» появились «Москва-Питер-Москва», «Опасное лето», «Paris» и некоторые другие.
Поскольку ко второму акустическому концерту появился уже новый альбом «SMS», то в Unplugged не могли не войти песни еще и с него. В результате «Тригонометрия-2» получилась двойной, заодно оправдывая свое название и оканчивая акустическую трилогию от «Ночных снайперов». Словом, «слава Богу, наконец закрыли мы эту историю», как выразилась Диана Арбенина.
Внутри диска
Технологическую задачу группа выполнила. Но вот с творческими задачами оказалось справиться посложней. Фанаты, они на то и фанаты, чтобы принять безоговорочно любые капризы любимой артистки и дарить трепещущими руками букеты цветов в финале. Беда в том, что мало кто из равнодушной к «Ночным снайперам» публики сможет дослушать сей альбом даже до середины. Такого результата по-настоящему большой артист не должен себе позволять.
В самом деле, оставив голос Дианы наедине с гитарой, Unplugged безжалостно обнажил все слабые места этого голоса. Голос почти не желает интонировать. Он упорно избегает обертонов даже тогда, когда они буквально напрашиваются текстом песни. Дрова бы рубить таким голосом. Но даже топор звенит на морозце. Вокалу же Дианы категорически чужды любые фиоритуры или даже намек на простейшее тремоло.
Особенно зияет вокальная безыскусность Арбениной в тех фрагментах, которые мы слышали в исполнении оригинальных вокалисток. Право, не стоит так петь «Sweet Dreams» во вступлении к «Где ты?» Даже Мэрилин Мэнсон пел ее артистичнее, не говоря уж об исполнении «Eurytmics»…
Приходится так жестко говорить о профессиональных вещах именно потому, что акустические альбомы уже подразумевают некую претензию на качество вокала. Если сравнивать акустические версии песен с электрическими, почти всегда электрика слушается выигрышнее. А должна была бы – как минимум равноценно. И это главная причина неудачи альбома.
Без слов
Любительский характер записи подчеркивает включение в него фрагментов, когда Диана попросту забывает слова. Ничего страшного не было бы, если бы «Катастрофы» певица спела еще разок чисто, для истории.
У той же Богушевской именно подобное недавно в том же МХАТе и было, концерт снимал тот же Первый канал, и что-то не заладилось в записи. Перфекционистка Ирина спела две песни заново, и зрители восприняли ситуацию как должное.
Что помешало сделать подобный шаг, уважительный к будущим слушателям, Диане Арбениной? Ведь концерт затевался, по сути, ради записи этой пластинки. У меня нет однозначного ответа на этот однозначный вопрос.
Из-за очевидных просчетов в подготовке к записи тем ценней те удачи, которые мы встречаем на пластинке. Прежде всего какие-то новые грани раскрылись в «Солнце».
Диана вытянула из нее неслышимый ранее драматический конфликт, и вдруг заиграла под софитами красивая и причудливая мелодия. Те же «Полчаса» даже в сравнении с первой «Тригонометрией» слушаются апокалиптически трагично. Резкий голос Дианы Арбениной не только уместен в истории про полчаса жизни до расстрела, но и придает дополнительный контекст рояльным пассажам, рассыпанным по сухостепи вокала.
Обратная перспектива
А давайте повернем теперь повествование назад. Ведь «Ночные снайперы» начинались как полуакустический ансамбль. «Бочка меда», альбом 1998 года, был записан за пару часов в лектории питерского зоопарка.
Как ни относись к дальнейшему уходу Светланы Сургановой из группы, ее скрипку невозможно не вспомнить. Из женской гордости или, если хотите, из маскулинного желания доказать себе что-то, Диана не приглашала более скрипачек в коллектив с громким названием. Она рвалась вперед. Сочиняя хит за хитом, двигаясь «по жизни маршем, и остановки только у пивных ларьков», по Цою.
Сначала сравнивали с совместными со Светой песнями. Сейчас, кажется, уже перестали. И вот снова приходится вспомнить и озадачиться сакраментальным вопросом: в чью пользу было бы сравнение акустических альбомов? В пользу прошлого или сегодняшнего дня? Спросить-то можно. Ответа нет. Идущий да осилит дорогу. «Тригонометрия-2» - только шажок по каменистой дороге.
На днях «Ночные снайперы» нежданно-негаданно ввязались в гомосексуальный скандал. Некий безвестный вице-мэр Перми решил сделать себе паблисити на претензиях к Арбениной. Для «артистов, которые позиционируют себя как представители нетрадиционной ориентации», будут действовать повышенные ставки на аренду одной из главных концертных площадок Перми, заявил он. Чиновник у нас всегда больше, чем человек. Скажет - и ведь сделает. Впрочем, может, уже и не сделает – по НТВ его уже показали.
Пример Бори Моисеева многим пошел впрок, и ни в какой нетрадиционной ориентации Арбенина никогда не признавалась. Так что, скорее всего, скандал тихо угаснет. Директор «Снайперов» Лариса Пальцева уже решила, что никакого иска в суд на чиновника подавать не будет. Зато про самого чиновника в Перми, как рассказала на прошлой неделе «Комсомолка», ползут слухи именно гомосексуального содержания. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
А мы все о музыке да об искусстве…
Гуру КЕН, для "Взгляда"
Комментарии