Миссия невыполнима. Евгений Сафронов о продажах в рекорд-бизнесе

Гендиректор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов рассказал, что грозит рекорд-компаниям, если они начнут оглашать точные цифры продаж.

Евгений Сафронов
Евгений Сафронов. Фото из журнала "Компания"

– Вы учредили ежегодную премию «Рекордъ» за успехи в легальных продажах музыки в России. Насколько наш рекорд-бизнес открыт для подобного анализа?

– Наши рекорд-компании стараются не афишировать свои успехи, за исключением мейджоров, у которых все прозрачно. Не может отрасль работать в отрыве от ситуации в стране. Какая-то отрасль может быть потемнее, какая-то – посветлее. Если взять три отрасли музыкальной индустрии – шоу-бизнес, рекорд-бизнес и вещательный бизнес, то вещательный наиболее прозрачен. Рекорд-бизнес где-то посередине, а концертный – закрыт совершенно. Именно поэтому на нашей премии нет концертной номинации. Мы знаем, кто лидер, но чем-либо вещественным подтвердить свои предположения не можем.

– Почему данные запрашиваются у рекорд-лейблов, а не у дистрибуторов?

– Потому что они никогда не открывают цифр продаж. Если есть эксклюзивный дистрибутор, то такая цифра продаж им известна. Если эксклюзива нет, дистрибуторы знают только то, что продают они сами и их ближайшие конкуренты. А дистрибуторов у нас довольно много, около десятка. И продают они весь ассортимент, меняются между собой, но цифр никогда не открывают. Многие присылают нам рейтинг продаж без цифр, но как их сравнивать между собой? Дистрибуторы объединены в НПД (Некоммерческое партнерство дистрибуторов), и мы сверяем цифры от рекорд-лейблов с мнением НПД. Еще проверяем данные через заводы, которые производят диски.

– А почему не оглашаете число продаж?

– Тут есть нюанс. Если мы огласим точное число – диск такого-то исполнителя продан количеством 1,5 млн экземпляров, – то у него могут возникнуть проблемы с налоговыми органами. Или, возможно, с деловыми партнерами.

– Многие видят перспективы в цифровых продажах. Но у вас даже нет подобной номинации.

– Рингбэктоны, как выяснилось, дают неплохой доход индустрии. Ощутимый доход, несмотря на вроде бы мелочность услуги. А реалтоны продаются все хуже и хуже, потому что народ научился соединять телефон с компьютером и закачивать все, что душе угодно. Мы получаем данные от системы Soundkey и mp3.ru, но там главная проблема – ассортимент. Он очень мал. Если из 200 000 треков выставляется 5000, то лидер по продажам в этих 5000 совсем необязательно станет лидером в продажах 200 000. Например, активно скачиваются песни МакSим. Однако из-за того, что легально купить их в Интернете почти негде, возникает проблема подсчета. Многое зависит от выставленной цены на трек. Данных по продажам вообще мало.

Пока есть такой феномен. В музыкальных магазинах легальную продукцию можно купить любую. А в Интернете многого просто нет, не продается. Легальные продавцы в Сети зачастую даже не могут составить список, у них огромная путаница даже с названиями песен. Хотя предлагают легальный товар.

Мелодия из программы «В мире животных» – один из лидеров по скачиванию реалтонов и рингтонов. Пишут, что ее исполняет X-Modе. Но на самом деле X-Modе сделали ремикс на мелодию оркестра Поля Мориа. Мы об этом знаем, а легальные интернет-продавцы – нет. Так что за ними будущее, но в настоящее время они нерепрезентативны.

Приложение. Основной материал читайте здесь: Не хочешь петь – не пей. Record-индустрия ставит антирекорды
Еще приложение: Дмитрий Коннов: Между музыкантом и слушателем нет товарно-денежных отношений

Гуру КЕН, для делового журнала "Компания"

Еще об этом