Для кого существуют юмористические передачи на ТВ? Кому они интересны и выгодны? Если ответить с армейской прямотой, что всем, то ответ окажется самым проницательным. Именно так обстоят дела на самом деле. Канал получает долгожданные рейтинги, зрителям эти программы до колик в животе нравятся, сами артисты получают эфир и возможность чесать по стране с концертами за приличный гонорар.
Широкому зрителю действительно нравятся эти программы, и стенания интеллектуалов о пошлости или запредельно низком уровне юмора их не волнуют. Последний соцопрос на эту тему проводился в начале 2006 года, и 58% россиян устраивает качество юмора на телевидении. Более того, 70% опрошенных смотрят их постоянно. То есть 12-ти процентам они не нравятся, но все равно смотрят. Больше других юмор на ТВ устраивает молодежь (68%), малообразованных (65%) и сельских жителей (64%). Не нравится он только 43% людей с высшим образованием, половина из которых вообще убеждена в полном упадке самого жанра.
Впрочем, именно те артисты, которых образованная общественность обвиняет в запредельной пошлости, стоят на вершине популярности. Лидер, конечно, Евгений Петросян. Он любимчик 35% опрошенных. Но нашлись места на пьедестале для его жены Е.Степененко, М.Задорнова, М.Галкина, Ю.Гальцева, Е.Воробей и даже для «новых русских бабок».
Но опрос проводился в те времена, которые смело можно называть эпохой «до Comedy Club». Точнее, программа в формате stand-up шоу уже выходила, но была узконаправленной. Настоящий прорыв произошел после того, как лидер юмористического вещания на канале ТНТ вдруг появился в эфире Первого канала. Много говорят о причинах такого скандального решения Эрнста – матерщинники появились на семейном канале. Но надо понимать, что выбор у него был невелик. Петросян ушел на «Россию», а повторами «Кривого зеркала» долго держать рейтинг невозможно. Программа КВН по определению не может выходить еженедельно, и попытки сделать еженедельную лайт-версию провалились. Зато «Comedy Club на Первом» с первого же эфира показал отличные цифры. И хотя ТНТ очень быстро сообразил, что ему катастрофически не нужны такие гастроли по эфиру Первого, исход был предрешен. В силах Первого канала сделать такое предложение, от которого невозможно отказаться. Основатель Comedy Club Гарик Мартиросян немедленно стал лицом Первого канала, получил должность ведущего шоу «Минута славы», и нет сомнений, что в ближайшее время его ждет более творческая работа.
Однако ТНТ вовсе не сдался. Он запустил программу «Наша Russia» с Михаилом Галустяном из КВН и Сергеем Светлаковым из Comedy. Автором проекта стал Семен Слепаков из того же КВН. Очень быстро похождения смешной парочки стали бить все рекорды по рейтингам, что стало главным событием 2007 года. Похоже, «Кривые зеркала» и «Аншлаги» стали понемногу уходить в прошлое. Когда «Наша Russia» опередила по рейтингу сам Comedy Club, стало понятно, что юмор на телевидении окончательно стал совсем другим.
Каким? От элементов сатиры юмористические передачи избавились давно. Сатирическим остается реанимированный «Фитиль» на канале Россия, но он идет в дневное время и его цифры рейтинга поэтому непоказательны. Ведь все его конкуренты идут в вечерний прайм-тайм. Отчасти балуется сатирой Михаил Задорнов. Поэтому его больше нет в эфире госканалов, и увидеть можно только на условно оппозиционном РЕН ТВ. Вообще любые намеки на политику изгнаны подчистую из российского телеэфира, такие скетчи боятся ставить даже спутниковые и кабельные каналы вроде Юмор-ТВ. Время такое…
Юмор стал блистательно существовать ниже пояса. Когда-то тот же Comedy Club поднимался на высмеивании Петросяна и Дубовицкой. Теперь ниже пояса работают и команда Петросяна с Дубовицкой, и Comedy. В приватных беседах юмористы жалуются, что только такие шутки вызывают реакцию нынешних зрителей. Не ставить шутки ниже пояса означает провалить концерт. В рамках приличий держатся только старый добрый КВН и «Слава Богу, ты пришел» на СТС. По сути, сегодня это те две юмористические программы, которые может смотреть образованный телезритель. Однако на гастролях почти все команды КВН также плотно пичкают зрителей скабрезностями и сальностями. Тоже оправдываются, что время такое.
Последние рейтинги Гэллапа показывают, что в Москве среди юмористических программ прочно лидирует «Наша Russia» на ТНТ. На неделе с 15 по 21 октября она получила рейтинг 5,1% с долей смотрящих 13,7%. Более того, даже пятничный повтор «Наша Russia» стоит на втором месте по рейтингам! Затем уже следуют «Городок» (4,8%), «Аншлаг и Компания» (3,5%), «Смех без правил» на том же ТНТ (3,2%) и «Слава Богу, ты пришел» (3,2%). Вкусы всей России, как всегда, более брутальны. Лидером здесь продолжает оставаться «Аншлаг» (4,8%), однако «Наша Russia» уже приближается с 4,5%. Comedy Club и его повтор на третьем и четвертом месте, КВН – на пятом.
Обращает внимание отсутствие в московской десятке программы КВН. И лишь девятое место Comedy Club. Поскольку обычно Россия с запозданием воспроизводит тренды московского телезрителя, перспективы для Comedy Club самые пугающие. Начав эпоху зачистки телеэфира, они сами стали жертвами этой зачистки. Так часто бывает в истории с революционерами.
Гуру КЕН, для газеты "Мир Новостей"
Комментарии
песня Алла-2
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Кто это за
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
прикольные
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)