«Старый приятель» - «Девяносто седьмой»

Самая битломанская группа страны выпустила секретный альбом, который можно было бы и не выпускать, но история 90-х была бы без него неполной.

CD. Navigator Records, 2015.
Стиль: рок, рок-н-ролл, серф, русский рок, поп-рок.

Интереснее всего в нем сама история. В 1996 году «Старый приятель» уже выпустил альбом «Не плачь!» с суперхитами «Новый день календаря», «Не плачь» и «Московская любовь» (они по сей день визитные карточки группы). Пошли концерты, казино, пресс-конференции, внимание самой Аллы Пугачевой. А в 1997 году тот самый первый состав принялся записывать второй альбом. Писали на студии Дениса Родионова, но итоговый результат не понравился, выпускать его не стали. Разве что «Час луны» вошел в следующий альбом «Новый день календаря. The Best», по сути сборник лучших песен за период 1996-2002. Потом было забвение, громкий камбэк, феерическая «Паринама» (2013)... А в 2014 году позвонила администратор студии Родионова и сообщила, что тот умер, а на студии сохранились две многодорожечные бобины, которые почему-то не стерты.

«Старый приятель» - «Девяносто седьмой»
«Старый приятель» - «Девяносто седьмой»

Стоило ли цифровать те бобины, привлекать на микширование Антона Якомульского, на мастеринг Бориса Истомина, отменных профи? Лучше задать другой вопрос: знал ли хоть один отъявленный фанат «Старого приятеля» о существовании записанного альбома 1997 года? Уверен, что нет. Сама группа не заморачивается даже с минимальным информированием о своей богатой истории. Тогда релиз не вышел, а теперь - вышел. 1997 год, напомним, это тогда, когда для битломанской общественности главным событием стал распад бит-квартета «Секрет» и приход в «Браво» бледного Ленца вместо Агузаровой и Сюткина (что не помешало выпуску гениального альбома «На перекрестках весны»).

После «Паринамы» альбом 97 года кажется музицированием отчаянной самодеятельности, влюбленной в виниловый звук синглов фирмы «Мелодии» группы Beatles под названием «ВИА, авторы песен Дж.Леннон и П.Маккартни». Даже «вечер трудного дня» мелькает в «Колыбельной». Собственно, на виниле этот альбом и должен был выйти.

Уже было фирменное многоголосие «Старого приятеля», была отменная мелодика Александра Зарецкого, - но паззлы все равно не складывались в хиты. Главный потенциальный хит альбома - «Река», но... она уже вышла в альбоме «Планета +» (2010)! И сыграна, и спета в нем гораздо лучше.

Сейчас песни «Девяносто седьмого» слушаются как документы эпохи. «Возлюбленная» остро колет гитарным соло в духе раннего Андрея Макаревича (не теряя романтичной надрывности и мелодичности, за которые любят Зарецкого). «Имя твое» отсылает к латино «Квартала», изящно выруливая к полутонам именно «Старого приятеля». «Час луны» наследует и «Браво», и собственному «Новому дню календаря», уступая разве бронебойностью. Слайдовые риффы «Города» столь оптимистичны, что сегодня кажутся почти ирреальным ретро 60-х. Есть чистый наивный рок-н-ролл «Истории нашей любви» или «С тобой или без тебя» и т. д. и т. д.

Интереснее разбирать, отчего те песни, уже звуча на концертах, не стали общенародными шлягерами а-ля «Браво». Выскажу гипотезу. Не хватило харизмы. Песни столь деликатны, столь тонки, что требуют общественной харизмы солиста — Фоменко, Сюткин, Макаревич, Шевчук, БГ далеко выходили за рамки собственно песен. Интеллигентность и скромность Зарецкого оставляла его в позиции феноменального сонграйтера, но не двигала в позицию народного героя. На сломе тысячелетий востребованнее становился общественный имидж, а красоты многоголосия или изящных гармонических фигур публика попросту не слышала.

Сегодня ситуация повторяется до болезненности зеркально, так что новому-старому альбому «Старого приятеля» тоже мало что светит. Так что альбом рекомендуется к непременному прослушиванию только ревнителям истории рока 90-х или слушателям с развитым музыкальным слухом. Возможно, их не так уж и мало...

Оценка: 8 из 10

Гуру КЕН

Еще об этом