В такой успех меньше всего, похоже, верили сами организаторы фестиваля. Потому что они оказались катастрофически не готовы к огромному стечению публики. Во всем, кроме музыкальной стороны феста, наблюдались критические проблемы. Полностью провалился кейтеринг, – в очередях за сосисками и шашлыками зрителям приходилось стоять от 1 до 3 часов, отсутствовала питьевая вода и соки (притом что всю еду и напитки отбирали на входе охранники). Для того чтобы просто попасть на территорию «Нашествия», люди простаивали в пеших и автомобильных очередях от 3 до 8 часов! Даже билеты пришлось экстренным образом допечатывать, потому что и их банально не хватило.
Не лучшим образом проявил себя главный пивной партнер фестиваля. За две недели до «Нашествия» нас, журналистов, возили на это поле под Рязанью. И организаторы рассказывали, что возлагают большие надежды на мировой класс менеджмента пивного бренда «Балтика». На деле же оказалось, что класс этого менеджмента – на уровне азиатского базара, продавцы продают пиво по собственно-придуманным ценам, и чем позже – тем выше оказывалась цена. Возмущенных постоянным недоливом в бокалах зрителей отталкивала с ехидными улыбками милиция. Уже в первый день стало очевидно, что на такое количество зрителей пивных кранов явно не хватает, однако ни одного дополнительного так и не появилось. Про то, что многие продавцы «Балтики» из-под полы втихую приторговывали запрещенной водкой, и говорить не приходится.
Однако все проблемы с питанием и дорогой с лихвой окупились невиданной по насыщенности музыкальной программой фестиваля, из-за которой и приехали под Рязань зрители из многих городов России. По традиции многие привезли флаги с гербами своих городов и символикой «Нашего радио». Артисты развлекались тем, что перечисляли названия тех мест, чьи флаги развевались перед сценой, вызывая бурный восторг собравшихся.
На северной сцене развернулась напряженная борьба за симпатии слушателей-альтернативщиков. Восторженным ревом встречались выступления Amatory, Jane Air, Animal Jazz, «Эпидемии» и др. Многие верные поклонники жанра так и провели все «Нашествие» рядом с этой сценой, отвлечь их на центральную сцену смогли разве что «Кипелов» и «Алиса».
На южной сцене собралась самая интеллигентная часть аудитории фестиваля. Здесь поражал виртуозностью скрипичных партий «Белый Острог», проживала песни разных народов мира Пелагея, медитировала Инна Желанная с тувинским шаманом Николаем Ооржаком и этноджазом Safety Magic, джемовали «Хоронько-Оркестр» и Billi’s Band. Здесь пела свои красивые романсы Юта и показывалась публике новая солистка ска-группы «Каберне Денев».
Ярчайшими событиями фестиваля оказались преображения Александра Ф. Скляра и Армена Григоряна. Оба за считанные минуты сыграли совершенно разные программы с разными музыкантами. Александр Ф. Скляр сначала исполнил сольную программу с песнями Утесова и собственного сочинения, а затем отыграл акустическую программу «Ва-Банка», в которой особенно сочно прозвучал шедевр Петра Мамонова «Досуги-буги». Армен Григорян представил на главной сцене свой новый электронно-роковый проект «3’ Ангел», а уже через полчаса на южной сцене распевал при помощи зрителей главные хиты «Крематория».
На большой сцене выступали главные хедлайнеры русского рока. В сущности, из тех, кого можно так называть, не появились разве что Земфира и «Ленинград». Остальные приехали, даже несмотря на то, что на «Нашествии» традиционно не платят гонораров. Однако такого массового стечения публики также нигде нет.
«Пилот» в дополнение к своим лучшим песням показал огненное шоу, «Ногу Свело» – веселый стриптиз. На песне «Би-2» «Медленная звезда» стриптиз устроила Диана Арбенина, только раздевала она не себя, а Леву Би-2 (чего он несказанно стеснялся).
Мощный сет «Алисы» сотряс все имеющиеся на поле стены, и это были единственные полчаса за три дня фестиваля, когда очереди за пивом почти растаяли – все ушли слушать Кинчева. Константин очень обрадовался такому обстоятельству и начал с удовольствием после каждой песни проповедовать на темы делания добра и необходимости ощущения того, что «мы – вместе». Подуставший от тяжелой дороги в Рязань Слава Вакарчук тем не менее смог зажечь многотысячную аудиторию. И традиционно снять с себя майку, и попрыгать по колонкам, и эффектно повалить свою микрофонную стойку.
Вообще каждая из музыкальных звезд делала в эти три вечера свои самые любимые фирменные трюки и пела самые популярные песни. Потому что именно ради них проделали весьма длинный путь в Рязань многие из зрителей. Обманывать ожидания никто не посмел.
Самым массовым стечением зрителей отметилась все-таки не «Алиса», а основательно разогнавшийся в последние годы «Кипелов». Ему же достался самый длинный сет, самая эффектная сценография и самый громкий рев зрителей. Рядом со сценой в этот момент проходила пресс-конференция «Океана Ельзи», и рев восторженных зрителей основательно подпортил настроение завистливому Вакарчуку – он с мрачным видом заткнул себе уши и совсем перестал отвечать на вопросы журналистов.
Очевидный «зе бест» отыграли и остальные хедлайнеры – «Король и Шут», «Пикник», «Ночные Снайперы», «Сплин», «Ария» и вечно народный «Чайф».
Следует признать, что переезд в Рязань явно пошел «Нашествию» на пользу в творческом смысле. Случайно или нет, но фестиваль именно теперь лишился сковывающего его раньше панциря «формата» и свободно вздохнул. Добрая половина групп вообще не звучит в ротации «Нашего радио», однако выступили здесь.
Музыку по душе нашли как любители жесткой альтернативы вплоть до радикальной, так и любители этнической и электронной музыки. В соединении с самыми массовыми и любимыми группами русского рока получился мощный фестиваль качественной живой музыки для самой широкой аудитории.
Впервые за 8 лет «Нашествия» мы не наблюдали проблем с поведением охраны. За исключением излишней перестраховки на входе и выходе, милиционеры и омоновцы вели себя как никогда корректно. Осознавая свою силу и не поддаваясь на случайные провокации.
Если на следующий год фестивалю удастся решить нелепую проблему с питанием и туалетами (а также создать для VIP-посетителей хоть что-то, напоминающее VIP), «Нашествие» превратится в самое значимое и приличное событие музыкального года. Потенциал у фестиваля огромен. Будем надеяться, что организаторы сумеют им достойно распорядиться.
Гуру КЕН, для газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, NEWSmusic.ru
Комментарии