Закончившийся в тверских полях рок-фестиваль «Нашествие» оказался самым экстремальным за все годы своего существования. Хляби небесные разверзлись над Эммаусом столь обильно, что оставалось только написать сакраментальное: «фестиваль утонул в жидкой грязи». Но он не утонул.
На помощь пришли военные. Их вездеходы принялись перевозить артистов, туалетные кабинки и оборудование. За день до фестиваля на одной из сцен целиком провалился в грязь подъемный кран, и его вытаскивали самым обычным танком.
Дождь превратил поля в жидкую грязь
Организаторы скупили всю имеющуюся солому в Тверской области, и около сцен можно было ходить хотя бы по щиколотку в грязи, а не по колено. Не возникло перебоев с питанием и чисткой туалетов. Практически все музыканты застревали на своих автобусах, и все же смогли выступить все, кроме Пелагеи. Сто двадцать групп! Надо было видеть эту картину: Лева и Шура Би-2 в своих стильных сюртучках после выступления залезают в бронетранспортер и едут «до асфальта».
– Я, кажется, состарился, – сетовал журналистам Шнур на пресс-конференции. – Вот года два назад мы бы приехали сюда пьяные, ничего не стали бы играть, а просто раздали бы со сцены партию резиновых сапог. Вот это был бы успех!
Это одна сторона фестиваля.
Но есть и другие стороны. За три дня «Нашествие» посетили 100 тысяч человек, согласно купленным билетам. Эта цифра близка к рекордной цифре «Нашествия» в Рязани два года назад. Несмотря на то, что заранее было куплено только 30 тысяч билетов, и цены на билеты сильно кусались, и дожди шли проливные, и «Наше Радио» в прямом эфире советовало брать с собой резиновые сапоги…
За три дня «Нашествие» посетили 100 тысяч человек, согласно купленным билетам. Эта цифра близка к рекордной цифре «Нашествия» в Рязани два года назад
Дело не только в количестве, но и в качестве. Даже седоватый полковник, начальник Тверского УВД, удивлялся тому, что практически нет преступлений в этом году. На фестиваль стали приезжать более приличные люди, констатировал он. И это правда – что в вип-зоне, что просто на поле я видел огромное количество светлых лиц. Огромная разница по сравнению с ситуацией еще пятилетней давности! Кажется, на «Нашествие» стали приезжать просто послушать хорошую музыку. Агрессии и хулиганства поубавилось в разы.
В самый мокрый второй день фестиваль посетил губернатор области Дмитрий Зеленин. Говорят, приехал посмотреть на Диану Арбенину, из-за чего сет «Ночных Снайперов» подзадержался до приезда губернатора. Но зато как это было! Арбенина – босиком, в знак солидарности с теми, кто в грязи. И яркое солнце.
– Прекрасный дождик! – улыбается Диана. – Может быть, мне повезло со временем выступления? Не хочу тупую пьяную публику, какая бывает поздно вечером.
Диана не знала, что и вечером такой «тупой и пьяной» публики тоже почти не будет. Все меняется в лучшую сторону на глазах…
А в какую цену билета оценить хоровое пение на Сургановой? Или то чудо, которое сотворила Юта, – когда поле тихо-тихо и очень чисто стало подпевать ее песням? Это ведь факт – российские рок-фаны научились чисто петь. Еще несколько лет назад они могли только орать громко и невпопад, зато от всей души. Я замечаю, что в последние годы все чаще и чаще слышу на концертах и фестивалях чистое зрительское пение. Это тоже прорыв.
Открыли фестиваль «Агата Кристи» и «Алиса». А после впечатляющего сета Кинчева на сцену вышел игумен Сергий Рыбко, который ведет на сайте «Алисы» рубрику «Ответы священника», и порадовался, что русский рок многих привел к вере и многих еще приведет.
Всего на «Нашествии» три сцены. Помимо основной, есть еще «позитивная» и «альтернативная». К сожалению, из-за глубокой грязи мне почти не удалось послушать выступавших на них, в чем честно признаюсь. Но попытка прослушать Александра Ф. Скляра, которого почему-то загнали на «альтернативную сцену», стоила того, чтобы оказаться по пояс в грязи. Новый состав Скляра, который работает с ним взамен распущенного «Ва-Банка», играет жестко и мощно. Скляр по-прежнему харизматичен и убедителен. Жаль, что на главной сцене оказались случайные «Знаки» или «Amatory», и не оказалось умного ироничного Скляра, вбивающего риффами в толпу камлание «Я – шаман».
В целом, замены корифеям по-прежнему не видно. Новые группы в жанре русского рока появляются, но выглядят как-то неубедительно и вторично. Если быть совсем уж беспощадным к «молодежи», то они просто фальшивы. У большинства крутятся в зрачках доллары, и невозможно относиться к ним всерьез. Смены «старикам» нет, и это начинает уже настораживать.
Лучшие сеты на этом «Нашествии» сыграли «Алиса», «Вопли Видоплясова», «Ленинград», «Ночные Снайперы», Чиж, «Крематорий» и «ДДТ». Возможно, другой зритель включит сюда еще кого-нибудь, но все равно мы видим успешную работу среднего и старшего поколений. Имена настолько давно и хорошо известны, что можно лишь тасовать их в зависимости от личных впечатлений. Обойма не меняется.
Неплохое впечатление оставили «Бригадный подряд» и «Старый приятель», но назвать их новыми группами язык не повернется – они известны очень и очень давно. Скорее, можно назвать ситуацию с ними ренессансом старого рока. А вот настоящие новички – они словно окуклились. Они не просто играют отвратительно или поют фальшиво, они совершенно не учатся на своих ошибках. Они плохо играют и неискренне поют уже не первый год! Отсутствие обучаемости говорит о невменяемости. И таких невменяемых, вслед за «Amatory», еще десятки и десятки.
Поэтому «Нашествие» держится на «стариках». Когда выходит Олег Скрипка с порванным ахиллесовым сухожилием на одной ноге и прыгает весь свой сет на другой ноге. И поет такие веселые песни, от которых расступаются тучи и выходит вновь солнышко. Или группа «Би-2», которая по дороге в Эммаус дала автограф-сессию всем имеющимся гаишникам на трассе, а потом призналась, что после каждого «Нашествия» дает себе зарок больше не приезжать и все равно приезжает. Или «Ленинград», где Барецкий ломает о свою лысую голову очередные банки пива и пластиковые стулья, а все «Нашествие» хором распевает припев новой песни Шнура с матерным словом, и суровые омоновцы вдруг смущенно улыбаются... «Я знал, что это слово приживется», – говорит довольный Шнур.
На площади в 70 гектаров происходит химический процесс, называемый жизнью русского рока. Ну, кто сказал, что русский рок умер? Достаточно приехать на «Нашествие» и убедиться в том, что русский рок живее его могильщиков. Такое количество счастливых лиц делает смешными любые разговоры о том, что фестивалю нужны некие «западные звезды»… Вон, «Максидром» привозит западных звезд и хиреет с каждым годом. А переполненное «Нашествие» с отечественными рок-артистами цветет, словно подчеркивая неадекватность всех тех «умников», которые написали в своих изданиях о смерти русского рока и даже сами уверовали в эту нелепую писанину. Жизнь расставляет всех по своим местам.
Хедлайнерами фестиваля выступили «Король и шут» и «ДДТ». Они сыграли практически полноценные сольные концерты. Причем Юрий Шевчук привез свой видеоряд, а рано утром даже провел саундчек, чтобы быть уверенным в качестве звука. Надо сказать, что звук был на высоте весь фестиваль, и сет «ДДТ» еще раз показал, что стоило ехать за тридевять земель, чтобы услышать концерт такого уровня.
Надо сказать, что звук был на высоте весь фестиваль, и сет «ДДТ» еще раз показал, что стоило ехать за тридевять земель, чтобы услышать концерт такого уровня
– Мне очень нравится слушать других музыкантов здесь, никакого гламура, все прекрасно, – говорит деловой газете «ВЗГЛЯД» Юрий Шевчук. – Вопрос о том, жив ли русский рок, отпал сам собой. Непогода сплотила всех, посмотрите, у омоновцев очень добрые глаза. Эпоха попсового маньеризма заканчивается, на арену вновь выползает андеграунд. Я слышу много интересных ребят с хорошими песнями. Вновь стали интересны песни социального протеста. Я вот сейчас проехал десять городов Западной Украины, меня везде встречали очень хорошо. Все там слушают русский рок на русском языке. Я им говорил, что политики, развязавшие всю эту ссору Украины и России, вымрут через 20 лет, а мы с вами останемся. И в России страна оживает, молодежь оживает…
Вопрос о том, жив ли русский рок, отпал сам собой
Но надо признать, что самым актуальным и востребованным музыкантом на нынешнем «Нашествии» оказался все-таки… Виктор Цой.
Его песни вспоминают, его песни поют. В этом году Цой побил все рекорды по исполнению или цитированию. Вячеслав Бутусов и «Вопли Видоплясова» постоянно поют песни Цоя на своих концертах, так что исполнение их на фестивале не слишком удивило. Но ведь Цоя пел и Александр Ф. Скляр, и вспомнил Чиж, и не удержался «Ленинград», и процитировал Шевчук. Такое впечатление, что Цой стал тем необходимым в рок-братстве отсутствующим звеном, которое крепко объединяет.
Вячеслав Бутусов и «Вопли Видоплясова» постоянно поют песни Цоя на своих концертах
«Нашествие» совершенно непреднамеренно стало фестивалем Виктора Цоя.
«Нашествием» без Цоя.
«Нашествие» имени Цоя.
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, photoPaparazzi.ru
Комментарии
Хорошая статья,
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
+1
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
прогиб зачтен:-)
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Большое
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Причем тут
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
такое ощущение,
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Мда... Навязано
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
и все ж грязь
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Не первый раз
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
ПИпец. Русский
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
удивил своей
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
"Русский рок
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Нашествие
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)