«Нашествие» снова стало успешным фестивалем

С 10 по 12 июля в полях Тверской области прошел крупнейший отечественный рок-фестиваль «Нашествие», собравший более 100 тысяч зрителей.

На двух сценах «Нашествия» выступила почти сотня российских рок-групп. В 2009 году фестиваль переехал из Эммауса в Большое Завидово, - нашлось вдвое более просторное поле поближе к Москве, откуда приезжает почти половина зрителей. И есть надежда на то, что это поле станет постоянным местом дислокации фестиваля, так пообещала администрация Тверской области. Уже в этом году проявились плюсы нового расположения – стационарные туалеты и душ в вип-зоне, нетронутая грузовиками трава на самом поле, и гораздо больше места для размещения палаток по самым дешевым билетам (1200 рублей на все три дня фестиваля).


Зрители оказались в восторге

Самым больным местом для «Нашествия» была и остается погода. Капризы природной стихии при стотысячном скоплении людей способны опрокинуть самые добрые намерения организаторов, как это было в прошлом году, когда ливень превратил поле в жидкую грязь полуметровой толщины. И снова была угроза повторения того сценария. В пятницу пошел дождь, что сразу отразилось на проблеме парковки – автомобили скользили по грязи, как по стеклу. Поле размокнуть не успело. А уже в субботу установилась солнечная сухая безветренная погода, подарившая самое успешное «Нашествие» за всю историю фестиваля.

Что фестиваль удался, стало понятно уже к его экватору. На главной сцене усилиями Live-Sound Agency, наконец-то помирившегося с организаторами, получился уникально прозрачный чистый звук. Стоит заметить, что некоторые молодые группы, удостоившиеся выступления на большой сцене, впервые можно было услышать в таком качестве звука – скажем, украинская группа Fleur вообще никогда не звучала так насыщенно и чисто. И у «Мельницы» песни получились куда сочнее, чем на их лучшем пока концерте в «Олимпийском». Ветераны русского рока слушались и вовсе с эталонным качеством.

Еще одним фактором успеха стал настрой публики. В отличие от прежних буйств, зрители вели себя цивилизованно и корректно, как никогда. Фестиваль охраняло 3 тысячи сотрудников тверских милиционеров, 1700 омоновцев из соседних областей и 1 тысяча солдат дивизии им. Дзержинского. Но серьезных проблем у них вообще не возникло, как радостно констатировал начальник Тверского УВД Александр Куликов. Из происшествий – возбудили одно уголовное дело за продажу фальшивых билетов, отмечены 16 случаев хулиганства и 4 нападения на милиционеров. Всего 29 человек задержано в состоянии алкогольного опьянения и ни одного – из-за наркотиков. Разница с прошлыми годами фантастическая, и весьма обнадеживающая. Активная помощь потребовалась только от медиков, по причине активного солнца к ним обратилось 405 человек с жалобами на солнечный удар, из них 15 получили ожоги первой и второй степени.

Из-за солнечной погоды наблюдалась проблема с подачей бесплатной воды, - емкость источника оказалась меньше требуемой, и в последний день фестиваля пришлось отключить все умывальники, оставив воду только для сантехнических нужд. Но проблем с питьевой платной водой удалось избежать, как и очередей за едой и пивом. Ассортимент еды и напитков превзошел все ожидания, конкуренция между торговыми точками позволила удержать цены на приемлемом уровне. Ценники на шашлык и чебуреки, например, переписывались в сторону понижения буквально на глазах. Это тоже впервые на «Нашествии».

Помимо музыкальной программы, «Нашествие» смогло предложить насыщенный альтернативный отдых. По всему фестивалю стояли шатры с настольными интеллектуальными играми, компьютерными игровыми приставками, спортплощадки для пляжного волейбола и футбола, - и они никогда не пустовали. Даже ночью поток развлечений не прекратился. На экранах транслировалось кино, ди-джеи заводили танцы, и панки с разноцветными гребнями самозабвенно отплясывали под Scooter и Crazy Frog.

Решение об упразднении «позитивной сцены» стоит признать неудачным. На малой сцене, куда вывалили весь неформат от гранжа до этники, аудитория собралась прежде всего сугубо альтернативная. И слушать воздушный трип-хоп Томы Амот или вдумчивый фолк-рок «Медвежьего угла» им было явно неинтересно. Любителей же интеллигентного позитива сдувало как ветром от тяжелых риффов «Слота» или «Эпидемии». Перекрестного опыления не получилось. И даже участие юморной Хелависы в качестве ведущей фолк-блока не спасло ситуацию. Позитив с негативом никак не ужился на одной сцене, и тут организаторам есть, над чем подумать.

На главной сцене фестиваль «Нашествие» открыл «Мумий Тролль», сыгравший все свои хиты. В завершение сета Илья Лагутенко умудрился поджечь свою гитару. Ничего не подозревавшим об этом огненном перформансе организаторам пришлось срочно менять все сгоревшие провода на сцене. В результате «Браво» начал позже запланированного, но зато сыграл вместо 40-минутного сета почти трехчасовой сольный концерт.

На второй день открывать должна была Пелагея. Она приехала вовремя, а вот автобус с музыкантами застрял где-то в 30 км от фестиваля, и ее сет пришлось перенести ближе к вечеру. В результате Пелагея все-таки спела, и получилась у нее настолько цельная крепкая программа без всяких излишеств вроде нудного брит-попа, какой никогда у Пелагеи раньше не удавалось. Ее музыканты выросли, стали играть более скупо и гораздо выразительнее. Что пошло на пользу песням, и стало наконец-то достойным фоном для великолепного голоса Пелагеи.

Пелагея
Наконец-то достойный фон появился для великолепного голоса Пелагеи

Возродившийся «Старый приятель» рассуждал о своем камбэке, Светлана Сурганова дирижировала своими поклонницами, «Смысловые галлюцинации» демонстрировали новый клип на песню «Без стюардесс». Группа «Серьга» сыграла свой лучший сет за все «Нашествия». «Крематорий» вместо 3-4 песен спел приличных размеров концерт, за что удостоился редкой похвалы от руководителя «Нашего Радио» Михаила Зотова, сказавшего, что с такой мощной программой Григорян достоен стать хедлайнером второго дня фестиваля. Пока играл «Пикник», за главной сценой заканчивалась раскраска автомобиля аэрографией на тему песен Шклярского. Лидер «Пикника» подошел к авто, и выразил сдержанное восхищение проделанной мастерами работой.


Пока играл «Пикник», за главной сценой заканчивалась раскраска автомобиля аэрографией на тему песен Шклярского

«Пилот» и «Алиса» выступили на сцене босиком. В результате Кинчев едва не обжег себе ступни, настолько сильно жгло солнце. Организаторы успели полить сцену холодной водой, и беды удалось избежать. Кстати, «Алиса» сделала акцент на рок-н-ролльной сущности своих песен, блок из песен «Звезда по имени Рок», «Рок-н-ролл – это…» и «Все это рок-н-ролл» порядочно зажег публику, а публика по обыкновению зажгла массу фаеров и дымовых шашек.

«Ночные снайперы» отличились тем, что отказались принимать цветы от поклонников, зато сами привезли огромное количество алых роз, и принялись бросать их зрителям. «Обычно вы дарите нам цветы, а теперь нам захотелось подарить вам цветы!» - пояснила Диана Арбенина.

«Король и шут» собрал у сцены самых активных прыгающих поклонников, а потом за кулисами заявил о планах записать чинный Unplugged со струнным квартетом. Юта очаровала фестиваль красивыми лирическими песнями, а «Ю-Питер» не поскупился на песни из репертуара легендарных «Наутилуса Помпилиуса» и «Кино». Завершила «Нашествие» группа уральских старцев «Чайф», умудрившаяся найти новые изюминки даже в аранжировках годами проверенных нетленок вроде «Ой-йо!», что только подбодрило стотысячный хор подпевающих зрителей.

Чайф
Завершила «Нашествие» группа уральских старцев «Чайф»

Красивый разноцветный фейерверк в ночном тверском небе подчеркнул успех «Нашествия» в этом году. Ему есть, куда расти до европейских рок-фестивалей, прежде всего по части бытового сервиса. Но в России он вернул себе утерянную в прошлом промозглом году славу лучшего рок-фестиваля в России.

Гуру КЕН, для газеты Новые Известия
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд

Еще об этом