В ситуации кризиса самой востребованной музыкой становится самая упрощенная.
Поводом для написания колонки явилось на самом деле объявление стадионного концерта певицы, не слишком засвеченной в прессе. Такой концерт всегда что-то да означает. Вспомним недавний ажиотаж по поводу МакSим, с большим запозданием отраженный в прессе. А теперь на нас свалился концерт в «Лужниках» певицы Светы.
Ничего, что мало кто знает, кто это на самом деле. Это совсем неважно, даже если она в тех «Лужниках» провалится. Гораздо важнее, что в русской попсе происходят события, которые были под спудом, а теперь вдруг вспыхнули во всей красе.
Пока лицом русской поп-музыки был Дима Билан, что закреплено его неоднозначной победой на «Евровидении-2008», многое казалось неважным. Точнее, очень многое казалось естественным.
Сергей Лазарев крутится между Москвой и Лондоном, что-то прописывая в аранжировках со специалистами из Великобритании. Выходят его релизы, и полный нуль отклика со стороны благодарной обычной российской публики.
Его коллега по Smash!! Влад Топалов заглядывается на Америку и концентрируется на работе с лучшими R’n’B-продюсерами Америки, показывая налицо мощнейшие аранжировки и полное забвение русской мелодики. И его альбом проваливается. Что-то это должно значить.
С другой стороны, нельзя отмахнуться от вездесущего R’n’B и рэпа. Плодятся носители «русского рэпа», но толку от их усилий мало. Широкая аудитория просто не хочет слушать негритянский драйв: даже самые успешные адаптированные версии от Тимати, «Касты», Лигалайза и прочих «Кровостоков» самым банальным образом не пошли. Жадные до денег, они ломают голову, как сделаться попсовее. Самые нахальные, как Centr, тоже рвутся в «Лужники», позабыв о печальном опыте Сереги.
Между тем в русской попсе зреют прямо противоположные веяния. Раз наш модный попс беспомощен по части адаптации урбана, лучше вспомнить хорошо известное.
Именно по такому пути пошла сакраментальная нью-лоходэнс-певица Света. Она не стала ломать голову над подражательством американским саундпродюсерам, а обратилась к темному прошлому перестроечного диско-попса. Того самого, что сделал звездами «Мираж», «Комбинацию» и прочих героев душевного диско 80-х. И тут же выяснилось, что искренние эмоции на примитивном ритме вполне востребованы.
С 2001 года клубная популярность Светы растет как на дрожжах. С ней работает Сергей Пименов — ППК, позднее раскрутивший аналогичный проект «Катя Чехова». Танцевальные треки с искренним душевным вокалом становятся важнейшим трендом. Певица МакSим делает карьеру на сочетании душевности и непритязательной попсы. За ней движутся тысячи певиц с простенькими танцевальными аранжировками.
Выросла целая генерация певиц, эксплуатирующих ретросаунд 90-х. «Два кусочека колбаски» и «Юбочка из плюша» стали ориентирами для вполне современных, модных девиц на эстраде.
Чуткий на всякие модные поветрия Игорь Матвиенко слепил актуальный проект «Мобильные блондинки». Поют они невероятную ахинею, зато в невероятно востребованном жанре. Заодно и для корпоративов по внешним данным самое то.
Получается невиданная ранее история. Русская попса пошла вспять.
С ней уже такое было. Вспомним, когда после душевной и духовной советской эстрады вдруг появился «Ласковый май». Их востребованность казалась нонсенсом на фоне профессионализма поп-ВИА. Но в ситуации кризиса и неопределенности давала упрощенный рецепт счастья. Простой рецепт гораздо востребованнее сложного.
Похоже, сейчас история повторяется.
Безработица, по словам правительства, увеличилась на 20% за три месяца. Реально получается как минимум на треть. И упрощенчество снова в моде.
Причины, как всегда, совсем не на поверхности. Нельзя сказать, чтобы деградировала только российская поп-музыка. Мы находимся в эпицентре глобального застоя. Уже несколько десятилетий мировая поп-музыка питается эмоциями урбан-культуры. Переработано буквально всё — от жесткого хип-хопа до изысканного мелоса R’n’B. Находок нет, и повторяются вообще все. Споры идут уже по чистоте басовых тембров, как это происходит по поводу последнего альбома Бритни Спирс. И эти споры совершенно неинтересны массовому слушателю.
В России подобные дискуссии отягощаются глобальной непопулярностью африканских ритмов, отчего споры переходят вовсе в плоскость пиара. Журналисты пишут рецензии на альбомы, которые продаются тиражом менее сотни экземпляров. Скачивания треков перестали значить что-либо, потому что всегда найдутся сочувствующие чему-либо.
На фоне совершенно маразматической монополии немногочисленных телемагнатов в медийном поле мы имеем совершенно неадекватную картинку востребованности. Продажи альбомов и концертные сборы показывают одну статистику. А частота появлений на ТВ и радио — совсем другую. Иногда они совпадают, но редкость совпадений подсказывает их случайную природу.
По-своему нынешняя ситуация в русской попсе является протестной. Сколько ни показывай Жасмин на телеутренниках, она не способна собрать в Москве кассовый концерт уже несколько лет. Как ни игнорируй Михайлова, он соберет любой зал.
Новая генерация артистов показывает явное нежелание играть по правилам. Света и МакSим собирают залы вопреки медийным зарокам. Причем они не показывают ни малейшего желания играть по «американским» правилам, которые в России не первый год пытается насадить MTV и «прозападные» радиостанции.
Более того, «прозападные» радиостанции закрываются одна за другой, а артисты живут и поют вполне ветеранское количество лет по нормам американского шоу-бизнеса.
У меня нет ни малейшего сомнения, что в ближайшее время самые актуальные рейтинговые радиостанции начнут крутить поголовный лоходэнс а-ля 90-е. Моей задачей было объяснить, почему вдруг они начнут это делать. Не удивляйтесь.
Такое время.
Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент"
Комментарии
Да уж!!! Хотя все
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Собственно, и
Опубликовано пользователем guruken
"В ситуации
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
А с чего вы
Опубликовано пользователем guruken
А что тут
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)
Собирает залы
Опубликовано пользователем Читатель (не проверено)