«Иной креатив» и Вячеслав Бутусов - «Хармс FM»

Содружество «Иной креатив» создало музыкальную программу «Хармс FM» по мотивам произведений Даниила Хармса с участием Вячеслава Бутусова.

В новой программе «Хармс FM»:

— Пробуждение элементов.
— Голубая тетрадь №10.
— Овца.
— Сон.
— Что делать нам?
— Оптический обман.
— Поезд.
— Очень-очень вкусный...
— Четыре иллюстрации.
— Агнесса, мельник и поп.
— Неудачный спектакль.
— Новый день.

«Иной креатив» - арт-содружество, основанное в Израиле Максимом и Ларисой Кофман, и объединяющее творческих людей по всему миру. В 2008 году они выпустили крайне интересный альбом с одноименным названием.

- Легко ли соединить Хармса с музыкой? И должна ли музыка быть столь же абсурдной, как и стихи? Эти вопросы можно отдать на растерзание музыковедам, - говорит участница проекта «Иной креатив» Лариса Кофман. - «Хармс FM» — это попытка озвучить хармсовскую динамику букв, слов и предложений, оживить его образы и заставить их двигаться в ритме вальса, марша или рок'н'ролла. Семь песен на стихи Д. Хармса рассказывают все об овцах в коронах, длинных агнессах, спешащих паровозах, безвременно съеденных пирогах и Боге, бросающем в нас песчинку. Пять коротких рассказов из серии «Случаи» в исполнении В.Бутусова — это пример того, как мы видим аранжировку прозаичного слова, изначально музыкального и гармоничного.

- Где-то весной мы познакомились со Славой и начали сотрудничать с ним, сделав несколько инструментальных работ в академическом стиле по мотивам песен "Наутилуса" и "Ю-Питера", - рассказывает Максим Кофман. - Эти треки вошли как саундтрек в документальный фильм о русском архитекторе Иване Леонидове “Зодчие города Солнца”. Фильм был снят на Леннаучфильме и вышел этой осенью. Еще была инструментальная версия песни “Дети минут”, которая вошла в саундтрек к фильму "Игла. Remix". В сам фильм она не попала, но вошла в саундтрек, который вышел на CD. Мы выбрали несколько коротких рассказов Хармса из серии “Случаи” и предложили Славе записать их в качестве рассказчика. Он согласился и мастерски это сделал. И тут нужно пояснить еще один важный момент – мы не просто писали музыку по прозе. Мы буквально занимались аранжировкой Славиного вокала, ориентируясь на его интонацию, паузы и прочее. Например, тональность выбиралась согласно высоте его голоса в ключевых фразах.

В подкасте использованы также специально отрисованные иллюстрации к программе.

- У нас было большое желание как-то все визуализировать. Поэтому мы обратились в одну знакомую студию в Чехии , где нам нарисовали иллюстрации, - раскрывает интригу Максим Кофман. - Задача, которая им была поставлена - это плавно балансировать между абсурдом и реальностью. Я считаю, они с блеском справились с этим. Единственный недостаток в том, что эти рисунки на бумаге выглядят намного эффектнее, чем их репродукция в интернете. Поэтому надеемся, что даже в наш цифровой век найдем возможность издать "Хармс FM" на твердой материальной поверхности.

Любопытно, как пришла сама идея скрестить Хармса, самого прекрасно игравшего сразу на нескольких музыкальных инструментах, и музыку.

- Мы давно “болели” желанием сделать этакие сказки для взрослых. И в какой-то момент озарило - Хармс подошел под идею просто конгениальным образом. Абсурд – это оптимальная почва для взрослой сказки. И главное, что под этой “чушью” скрываются очень глубокие, а иногда и очень драматичные вещи. Материал для песен мы искали и выбирали довольно долго. Наверное, большая часть времени ушла именно на это. Параллельно изучали биографию автора, ужасаясь подробностям его нелегкой жизни и ужасного конца. Музыкальный слог Хармса – это вообще отдельный разговор. Совершенно ясно, что Хармс любил и увлекался музыкой. В каждом его слоге чувствуется гармония звуков. Каждый предлог знает свое место не только по смыслу, но и по фонетике. То есть, в процессе работы нам было понятно, что его словесная музыкальность должна отразиться и в музыке. Апофеозом этого понимания было наше решение сделать аранжировку не только на его стихи, но и на прозу, где рифма отсутствует как класс. А рифма в литературе - это же совершенно четкий аналог ритма и размера в музыке. Наверное поэтому мы интуитивно отказались от ударной ритм-секции в рассказах. Хармс — это небо. Отсутствие первичного смысла в его стихах — это преднамеренный отказ от опоры под ногами. Хармс просто подкинул нас как детей на несколько сантиметров от пола. Что делать в таком состоянии, падать или лететь — решать нам. А нарочитый абсурд Хармса — это лишь черта бесшаблонности его творчества, которое остается свежим и через 50, и через 100 лет. Нашу музыку по мотивам его работ мы пытались сделать такой же свежей и бесшаблонной.

Результат получился на удивление органичный, цельный и наполненный той золотой иронией Хармса, которую так часто теряли многие при попытках положить тексты великого абсурдиста на музыку. Множество изящных музыкальных находок буквально электризуют легкий слог Даниила Хармса, оставшийся в уважительной неповрежденности.

Гуру КЕН

Еще об этом