Чудом сохранившийся концерт «Аквариума» в общежитии питерского института им.Бонч-Бруевича летом 1982 года бережно отреставрирован.
2CD. SoLyd Records, 2010.
Про этот концерт не помнит и сам БГ, в чем честно признается в обращении на обложке диска: «Для начала, никто не можем вспомнить, когда именно он произошел. Фотографий с него не сохранилось, а память участников не сохранила ни одной достоверной детали». Концертов в начале 80-х «Аквариум» в самых разных составах играл немало, так что немудрено. Этот концерт, фактически квартирник, сыгран в составе: БГ, Андрей Романов, Сева Гаккель, Михаил Файнштейн.
 
 
«Аквариум» - «Записки о Флоре и Фауне»
При прослушивании невозможно отвязаться от мысли, что сам много раз когда-то слышал этот концерт на зажёванной бобине, купленной где-то в переулках Арбата доперестроечных времён. Впрочем, на второй части альбома идут несколько малоизвестных песен – «Перекрёсток», «Сельские леди и джентльмены», «Мне хотелось бы видеть тебя» - и дежавю пропадает. Подвиг Вячеслава Минькова, сохранившего в отличном качестве плёнку с тех бурных лет, достоин уважения и почитания. Сыгравшийся «Аквариум» действительно музицирует вполне знакомыми маршрутами, чётко по канве студийных версий, и все импровизации уже приглажены умелой рукой мастера Бо.
Любопытны ремарки Бориса Гребенщикова между песнями, - раз он не помнит концерта, то и не помнит своих же высказываний. Так что улыбаться можно вместе с БГ:
| Трек-лист «Аквариум» - «Записки о Флоре и Фауне»: | |
| CD 1 | |
| 1 | Intro | 
| 2 | Укравший дождь | 
| 3 | Уйдёшь своим путём | 
| 4 | Танец | 
| 5 | Иванов | 
| 6 | Электрический пёс | 
| 7 | Всё, что я хочу | 
| 8 | 10 прекрасных дам | 
| 9 | Рыба | 
| 10 | Вавилон | 
| 11 | Песня для нового быта | 
| 12 | Глядя в телевизор | 
| CD 2 | |
| 1 | Мой друг музыкант | 
| 2 | С той стороны зеркального стекла | 
| 3 | Никто из нас не (выйдет отсюда живым) | 
| 4 | Перекрёсток | 
| 5 | Нам всем будет лучше | 
| 6 | Сельские леди и джентльмены | 
| 7 | Сталь | 
| 8 | Пригородный блюз | 
| 9 | Железнодорожная вода | 
| 10 | Начальник фарфоровой башни | 
| 11 | Моя альтернатива | 
| 12 | 25 к 10 | 
| 13 | Мне хотелось бы видеть тебя | 
| 14 | Козлодоев | 
| 15 | Мочалкин блюз | 
| В качестве информации по автоперевозкам следует иметь в виду, где заказать грузовые автомобили в Новосибирске. Это именно дополнительная информация. | |
- Может быть, не все тут знают Майка. Надеюсь, теперь его все узнают. Это его песня. (перед «Пригородным блюзом»);
- Она была написана три года тому назад, когда мне было 25. Когда я еще до фестиваля в Тбилиси был ещё инженером. И занимался музыкой только 10 лет, а не 13, как сейчас. (перед «25 к 10»);
- Была такая книга «Герои нашего времени». Так вот – ещё один герой! (перед «Ивановым»);
- Песня, которая по нашему долгому печальному опыту требует комментариев. Может, кто-нибудь знает такую группу – «Машина Времени»? (в зале недоумённое молчание) У них была прекрасная песня «Флаг над замком». Кто-нибудь помнит, нет? (в зале недоумённое молчание) И там была строчка «Поднимать на мачте мечты свой единственный флаг». А в следующей песне пойдет речь про людей, которые флаг когда-то подняли, и про него забыли. Флаг есть, и они считают, что всё в порядке. А он пылится, начинает уже пахнуть… (перед «Электрическим псом»).
Отличительная черта тех времен – рафинированные акустические аранжировки, своей симфоничностью и полифонией ставшие де-факто стандартом акустического рока на долгие годы. Виолончельные партии Гаккеля апеллируют к просвещённой публике, которую «Аквариум» успешно и получил. Ансамблевость звучания тем ценнее, что позднее Гребенщиков отказался как от изысканности аранжировок, так и от принципа равного вклада участников группы в общий результат. Сейчас «Записки о Флоре и Фауне» слушаются как памятник тому дружному и дышащему в унисон «Аквариуму» 80-х, безвозвратно утраченному. «Наверное, это не зря», как поет БГ, но толику ностальгии запись концерта 1982 года провоцирует.
Реставрацией записи занимался легендарный Алексей Вишня, и работа проделана на пять. На выходе получился весьма приемлемый сбалансированный звук с приятным шуршанием плёнки. Этот релиз стал третьим изданием концертных раритетов «Аквариума», первыми неугомонный SoLyd Records выпустил «Зомбияйц» и «Оракул Божественной Бутылки» происхождением из 1998-1999 годов. Все три релиза превосходно оформлены, и стали прекрасным подарком любителям «старого Аквариума».
Оценка: 9 из 10.
Гуру КЕН

