Лидер \'Ва-банка\' исполнит песни из репертуара Александра Вертинского, Вадима Козина и Леонида Утесова.

Начало в 19.00.
Справки и аккредитация по тел.: 792-3746 (Тимофей Сахно).
Для напоминания, что представляет собой эта сторона творчества Скляра, приводим его интервью "МК" в 2002 году. В нем Скляр очень подробно рассказывает, каким образом он пришел к Вертинскому.
- Правда, что в один день с Вертинским - 21 марта - родились и Утесов, и 
еще один печальный шансонье Вадим Козин, и Мусоргский?..
- И еще Бах. И 
это не случайно. В этом, конечно, есть тайный знак. Когда как минимум пять 
великих музыкантов объединены одной датой... Ну величины-то, прямо скажем, 
разные: при всем уважении к Леониду Осиповичу поставить его рядышком с Иоганом 
Себастьяновичем нельзя. Но, думаю, Утесову было приятно сознавать, что он 
родился в один день с Бахом. Такие "фишки" нас всегда по жизни греют...
- 
Сань, а ты с кем из великих в один день родился? Меня вот угораздило - в один 
день с батянькой Шевчуком, как ни неприятно...
- Не знаю, 7 марта (мой 
день рождения) ни на кого из нормальных людей, кажется, пока не попадал. Ну 
хорошо хоть я тоже - мартовский. И - Рыба. Хотя Вертинский и Бах - на излете уже 
Рыбы, а я - так в самой середине. Хотя, может, это ничего и не значит.
- 
Вот был ты, значит, известным экстремальным музыкантом, отчасти даже - гуру 
альтернативного рока в этой стране. Вел просветительские радиопрограммы, затеял 
фестиваль "Учитесь плавать". И вот такой поворот сюжета - песни 
Вертинского...
- У любого артиста есть как минимум две стороны: 
внешняя и изнаночная. И чем правильнее артист, тем меньше его интересует 
внешнее. Мне вот важны лишь мои внутренние изыскания. Я начинал много-много лет 
назад, еще задолго до "Ва-Банка", как совершенно романтический поэт. И 
"Ва-Банкъ", кстати, тоже начинался с романтической идеи, но она прервалась, 
поскольку первый состав группы ушел служить в армию. А те новые люди, что 
пришли, уже не хотели продолжать романтическую "телегу". У новых парней любимой 
креатурой были Сид Вишез, Нина Хаген, "Раймонз". А у меня в любимых героях 
значились - Вертинский, Утесов, Козин, Лещенко (не Лев, конечно, Петр), а также 
Алеша Димитриевич (романтические исполнители начала XX века. - К.Д.). Ну 
и немножко Высоцкого. Но я пошел новым музыкантам навстречу, поскольку не хотел, 
чтоб группа вообще умерла. И мы начали играть жесткую музыку, более 
ориентированную на панк. Потом - много поездили по Европе (туры "Красная волна", 
инспирированные западным интересом к советскому року стараниями чудаков вроде 
Джоанны Стингрэй. - К.Д.), увидели, во что превратился в начале 90-х 
европейский панк. И такую же хард-корообразную "телегу" привезли сюда из тех 
странствий. Из этой "телеги" и возник хард-кор-диск "Так надо!" - единственный 
жесткий - от и до - альбом, который я за все 15 лет существования "Ва-Банка" 
записал.
- Я правильно уловила: сначала-таки был Вертинский, а увлечение 
роком, получается, вторично?
- Ну уж точно не первично. Ну раз уж мы 
впряглись однажды с "Ва-Банком" в эту "телегу"! В рок-н-ролле я получаю одни 
ощущения, в песнях Вертинского - другой взгляд на мир, на себя... По-моему, 
человек, занимающийся чем-то одним, очень сильно себя обедняет. Он смотрит 
только в одну сторону горизонта.
- А как же тезисы о жизненном успехе 
цельных людей?
- А именно это и является цельностью: смотреть в разные 
стороны горизонта. А вот смотреть в одну сторону - является ущербностью. 
- "Ва-Банкъ" сейчас, кстати, тоже заметно смягчился. Из-за влияния 
романтического шансона или поскольку время альтернативной музыки в этой 
стране...
- Не пришло. Не ПРОШЛО, а НЕ ПРИШЛО. И я не уверен: придет ли 
вообще. Страна совершенно повернута на том, что называется "русский рок". 
Попытаешься разобрать этот феномен - станет ясно: "русский рок" - это бардовская 
песня под гитару. Все песни Шевчука можно сыграть под акустику, все песни 
"Сплина" и "Би-2", кого хочешь возьми... Альтернативная музыка - принципиально 
другое. Попробуй под бардовскую гитару сыграть "ТекилуДжаззз" - ничего не 
получится. То же самое с "I.F.K.", с "Ва-Банком". Потому что мы - не русский 
рок. Мы - более сложное явление в музыкальном смысле. Но 99 процентов населения 
помешано на русском роке. До тех пор пока сознание этой страны будет находиться 
на уровне бардовской песни - альтернативная музыка обречена.
- А 
Вертинский играется на бардовской гитаре?
- Запросто. Вертинский - 
отчасти тоже русский рок, ну - его предтеча в наиболее 
романтически-эстетической, так сказать, утонченной части. Весь Вертинский 
играется на трех-четырех аккордах, элементарно раскладывается для акустической 
гитары. Другое дело - он сам гитару никогда не использовал, под фортепиано в 
основном выступал. 
Туманность, загадочность, миф
- Так почему же все-таки "русскороковый" Вертинский так затронул 
"альтернативного" Скляра?
- Есть здесь некая энигма, загадка великого, 
трагического, так и не понятого Артиста. Я обожаю такие загадки, которые 
возможно попробовать разрешить своим прикосновением. Но разрешить - только для 
себя. Я очень люблю непроявленных, не до конца раскрытых личностей. У 
Вертинского - очень много непонятного. И главное - больше уже никто таких песен 
не напишет. Дело не в таланте, а в ушедшей эпохе. Никто сейчас не напишет роман 
"Остров сокровищ". Никто не споет, как Вертинский:
Звенят, гудят 
джаз-баны.
И злые обезьяны
Мне скалят искалеченные рты!
А я - кривой и 
пьяный,
Зову их в океаны,
И сыплю им в шампанское 
цветы!
Поскольку ушло нежнейшее, тончайшее соприкосновение с той 
действительностью. Но тем интереснее пытаться в нее окунуться. 
- А не 
страшно было за эдакую фигуру браться?
- А в чем может быть 
страх?
- У вас слишком разная эстетика, физическая "фактура"! Вертинский - 
рафинированный, наложивший грим декадант с андрогинными замашками! Скляр - 
гораздо более брутальный парень! Конечно, я видела, что для концертов ты 
специально маникюришь ногти и надеваешь вместе с фраком пару огромных серебряных 
перстней! Но...
- Не сохранились ведь никакие съемки, кроме крошечных 
отрывочков его подготовки к выступлениям... Все, что мы знаем о Вертинском, 
известно лишь со слов других людей или по затертым фотографиям. Никто не знает 
точно, как он выглядел на сцене и что делал, - как же это возможно повторить? 
Можно только интерпретировать через себя. Я прочитал книжку Вертинского "Дорогой 
длинною" - его собственные мысли о себе. Плюс воспоминания каких-то людей. И 
сами песни. Больше о Вертинском - никакой информации. Его наследники 
молчат 
как рыбы, очень хоронят его тайну. Поэтому все, что мы думаем о Вертинском, - 
лишь наши домыслы. Нетронутый, загадочный миф, который не может не привлекать. 
Самую яркую часть своей жизни Вертинский провел в эмиграции, в Париже, в Шанхае. 
Он даже в Голливуде был, но довольно быстро все там распознал и понял, что его 
высосут и сразу выкинут. Большому артисту крайне опасно зависнуть в Голливуде, 
поэтому Вертинский благоразумно ретировался, хотя была возможность 
кинокарьеры.
- Кажется, Западу фигура Вертинского интересна и знакома 
гораздо лучше, чем исторической родине-то? В 50-х годах, еще при его жизни, его 
"декаданс"-альбомы издавались в Европе миллионными тиражами, а здесь продавались 
на базарах из-под полы... И сейчас вон по каналу "Дискавери" показывают целые 
телеэпопеи об этой жизни...
- Вертинский - явление, конечно, не 
российского масштаба. Он - великий артист ХХ века. Не российский, а вообще - 
Артист. Хотя он почти ничего не пел на иностранном. Он записывался на Западе с 
несколькими оркестрами, но пел при этом на русском, поскольку считал, что это 
единственный язык, на котором можно выразить свои чувства и мысли. У Вертинского 
были поклонники в самых широких кругах людей, интересующихся искусством: от особ 
королевской крови до величайших артистов ХХ века - Марлен Дитрих, Жана Габена... 
Вертинский был частью европейской богемы.
- И его, кстати, записывают в 
эдакий шаблон богемности! "Говорят, что вы в притонах по ночам поете танго"... 
Заломанные кисти рук, кокаиновый туман... Ты вот исполняешь песни Вертинского 
ведь в исключительно богатых местах: на открытиях салонов дизайнерской мебели и 
ювелирных бутиков; в очень дорогих, камерных ресторанах, перед десятком жующих 
буржуа! Большинство этих "новорусских" даже не знают, кто это - 
Вертинский!
- Вполне вероятно...
- Когда Вертинский вернулся из 
эмиграции, из Шанхая, заманенный посулами советского правительства, и начал в 
50-х играть по всяким пырловкам - он, видимо, задыхался от пустого выражения лиц 
этой публики, от неадекватки... Тебя неадекватка звенящих вилками не 
ломает?
- Если у тебя нет переизбытка предложений - ты не будешь особо 
разбираться, где тебе выступать. Важно получить вовремя объявленный гонорар, и 
чтоб аудитория внешне не выражала своего хамского отношения. А 
благотворительного Вертинского я играть не буду, потому что он слишком много 
забирает у меня энергии. 
Абсолютный декаданс
- С "Ва-Банком" вы тоже начали делать по клубам сложный перфоманс: 
вешается экран, на нем крутится всяческая видеонарезка, ты под нее читаешь куски 
различных литературных текстов, затем - звучат песни...
- Так все и 
называется - "Нарезка". Захотелось синтезировать жанры: кино, музыку, 
литературу. Я - совершенно литературный человек. Книга - мой главный друг и 
советчик (помимо музыки).
- А что за тексты ты выбираешь?
- 
Довольно маргинальные. Ерофеев, Сорокин, Генри Миллер, Мамлеев, Евгения 
Дебрянская, Хантер Си Томпсон... Такого типа тексты. А видеоэпизоды берем из 
разных фильмов - и андеграундных, и коммерческих. Но непременно резкого, 
драстического содержания. Чтобы возникло ощущение неспокойствия, нестабильности. 
Чтобы расшевелить публику.
- Тебе не кажется, что публика сейчас проявляет 
массовый интерес к русской культуре, так сказать? Хоть и иронически это 
смотрится, но "окультуриваться" стали массы благодаря эпопее с Акуниным, 
популярной беллетристике в духе XIX века. На премьеры в театры, опять же, 
ломятся; пластиночки с романсами (в исполнении, впрочем, русских рокеров) 
прикупают...
- Это обрывочные и непонятные ощущения толпы. Которая не 
знает, куда ей сунуться, чтобы получить новую порцию удовольствия. Никакого 
возврата к русской культуре не происходит. Толпа живет в огромном мегаполисе 
(если речь вести о Москве), ей хочется хлеба и зрелищ, ей не хочется сидеть дома 
и углубленно читать правильную книжечку. Ей нужно выйти и за заработанные 
тяжелым недельным трудом деньги получить свою долю удовольствия. И мы все 
вписаны в этот контекст как музыканты. Все, без исключения.
- Ты имеешь в 
виду: и Земфира, и Вертинский, и Юрий, допустим, Башмет?
- Пускай НИКТО 
не обольщается, думая, что он делает здесь искусство. Все обслуживают 
исключительно тягу публики к развлечениям, все - сугубо обслуживающая креатура. 
Культура во всем мире - в абсолютном упадке. Все поставлено на поток: деньги - 
товар - деньги. И если лично ты эту схему не приемлешь - это твое, сугубо личное 
дело. Все равно на тебя приходят, как на обезьяну. На любого (по степени 
таланта. - К.Д.) тебя. Об искусстве надо забыть навсегда. Никакого больше 
ренессанса, никаких сантиментов... Все закончилось в этом мире.
- Стоп, 
стоп. Как же так жить - без надежды, без веры? Чего ждать?
- Ничего. 
Каждый готовится к своей смерти. Это - нормально. Кто-то лучше это осознает, 
кто-то хуже. 
- Но сто, двести лет назад искусство было живо?
- 
Скажем так: двести лет назад оно было более живо, чем сейчас.
- Но природа 
человека неизменна. И двести лет назад толпа жаждала зрелищ. Но почему же тогда 
все было живо, а нынче - никакой надежды на ренессанс? Несостыковочки в твоей 
упаднической философии!
- Я могу подвести под это теоретическую базу, но 
неохота. Я массами воспринимаюсь как артист. Востребован, зарабатываю этим на 
жизнь - ну и ладно. А чего творится у меня в душе - на фиг кому-то это 
знать!

