Константин Хабенский показал на фестивале Башмета «Контрабас»

19 февраля в рамках VIII Международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Зимнем театре Сочи прошел уже ставший заметным театральным событием моноспектакль Константина Хабенского «Контрабас».

Константин Хабенский

Хабенский - частый гость фестивалей Башмета, он уже выступал на них со своими спектаклями, и участвовал в «Евгении Онегине», а до того были «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» и множество других совместных проектов. Словом, Башмет и Хабенский - это где-то рядом.

Константин Хабенский

Спектакль МХТ им. Чехова «Контрабас» появился на свет в марте прошлого года. До Хабенского одну из лучших своих ролей в моно-спектакле по мотивам пьесы Зюскинда сыграл Константин Райкин. И по поводу того «Контрабаса» тоже было немало споров. Не избежал его и спектакль Хабенского, в постановке молодого режиссера Глеба Черепанова. Даже виртуозная игра Хабенского, по праву одного из лучших современных актеров, не спасает действие от затянутости, финал от неуверенности, а саму постановку - от суеты.

Константин Хабенский

Тем не менее, Хабенский впервые показывается, кажется, практически в амплуа комика. Его герой, контрабасист оркестра, мучимый фобиями и тайной любовью к местной певице, как-то чересчур быстро становится жалок в глазах зрителей. Эту жалость можно щедро эксплуатировать, обильно комикуя - герой Хабенского то напивается, то играет смычком на чем попало (кроме контрабаса), то нелепо размахивает руками. Затем, когда выясняется, что он уже убил героиню своего вожделения, и она лежит у него в холодильнике, - предсказуемо наступает момент переосмысления. Но из-за того, что показать в полной мере драматический разлад в жизни оркестранта до того не получилось, то и переосмысление играет вовсе не в ту сторону, куда задумывал режиссер.

Константин Хабенский

Хабенский играет, конечно, неудачника. Но пользуется теми штампами, что приелись в его киноролях - пронзительный взгляд, сбивчивая и напористая речь. В каком-то смысле это прощание с романтическим амплуа, хотя методы не меняются, сместились только акценты.

И все же нельзя не насладиться умением Хабенского держать действие. Режиссер придумывает ему тысячу занятий, чтобы посуетиться, - но Хабенский держит действие. А в финале (втором финале, это стоит уточнить) и вовсе играет живьем на контрабасе - пусть плохонько, но играет. «Убитая» певица пусть плохонько, но поет. Театральная условность не нарушена - а благодарный зритель рукоплещет и кидает тонны букетов.

Константин Хабенский

Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА

Константин Хабенский
Константин Хабенский
Константин Хабенский
Константин Хабенский
Константин Хабенский
Константин Хабенский
Константин Хабенский

Еще об этом