Дима Билан в очередной раз сделал невозможное возможным: сыграл концерт в зале Чайковского с симфоническим оркестром полиции п/у Феликса Арановского.
- Я полюбил этот зал, проходя из Гнесинки, где я учился, и мечтая спеть здесь. И вот этот миг настал.
Вообще-то предыстория иногда важнее настоящего. Дима окончил Гнесинку, хотя мало кто это сегодня помнит. Скромный вундеркинд из Карачаево-Черкессии действительно окончил престижный музыкальный вуз, да еще по классу «классический вокал». Программа «Концерт на бис» названа с иронией – конечно, никакого биса, все впервые, но с пиететом к легендарному залу – оркестр, репертуар, даже сценическое поведение.
- Мы встречаемся в другом качестве. Вы пришли послушать не сплетни о личной жизни, а музыку. Прыгать не буду (отсылка к прыжку на «Евровидении» - Авт.), но полушаг сделаю (скидывая сюртук - Авт.), покажу, что я еще не толстый.
Начиналось все, впрочем, довольно вязко. Дима-Витя вышел на концерт с абсолютно неразогретым голосом и зажатыми связками. Между тем, именно в первой части программы предстояло исполнить с оркестром все оперные номера. Обычно оперные артисты за неделю до спектакля садятся на специальную диету, берегут голос – но с бурной карьерой Билана все это несовместимо. Результат оказался плачевен. Сразу за оркестровым интро к «Мечтателям» Билан запел не своим голосом, грубым, негибким. «Памяти Каррузо» с переходом в контртенор получилась жесткой, голос прозвучал сипло и незнакомо. Билан попытался скомпенсировать вокальные провалы забавной импровизацией, но голос отчаянно застревал в связках, и подать его в зал никак не получалось.
Дуэт с бывшей однокурсницей Гнесинки, ныне оперной певицей Екатериной Арну (не чуждой, впрочем, экспериментов с именитыми ди-джеями), тоже не сложился, - голос буквально не слушался Димы. Он перешел к испаноязычному репертуару, исполнив «Porque Aun Te Amo» из альбома, записанного с Руди Пересом, - и голос наконец-то зазвучал в верхнем регистре! Далее была запланирована ария Христа из Уэббера, сложнейшая партия, не так давно блистательно исполненная Биланом на «Призраке оперы», - и снова обидный провал. Ни по вокальному могуществу, ни по артистизму Билан близко не подошел к планке, заданной им самим на телешоу. Артистом овладела коварная самоуверенность, убежденность в своих силах, - это дает раскрепощенность, но непредсказуемо влияет на вокальное качество. Билан был неубедителен, и совершенно вокально беспомощен – не удались нагнетания, совершенно поверхностна оказалась драматичность, да и добрая половина слов застряла в горле, не дойдя до слушателей. Закрались в голову мысли о болезни Билана…
Переломной стала песня «Как хотел я». То ли Билан наконец-то распелся, то ли почувствовал прилив сил, - но с этого момента его вокал на глазах наливался мощностью, обертонами, интонированием. Билан стал Биланом. Отчаянно жаль, что этот момент пришелся на старт сугубо эстрадной программы, хотя и в оркестровых аранжировках. Но голос окреп, зазвучал, появились полутона и знаменитое придыхание.
Билан передал благодарность Виктору Гуревичу, сочинившему для него песню «Вода и песок», и сделавшему все оркестровки песен. Принялся за Never Let You Go – тут очень забавно компьютерные семплы разыграли струнные оркестра Арановского, энергично перебрасывая их тромбонам. Под фортепиано, практически в акустике, прозвучала песня «Он хотел». Стинговский медляк Shape Of My Heart был элегичен и свеж.
Вершиной исполнительского искусства Билана стал кавер на пугачевскую «Не отрекаются, любя», посвященную памяти только что ушедшего композитора Марка Минкова. Билан спел ее страстно, философично, нежно. Это очень непростая для исполнения песня, и разогретый Билан учел все тонкости – не стал педалировать вступление, мягко перепрыгивал в высокий регистр, очень точно интонировал и сумел-таки рассказать деликатную историю мятущейся души. Поистине жаль, что у самого Билана в репертуаре нет ни одной сопоставимой песни. Но версия артиста заслуживает глубочайшего одобрения, сегодня лучше него ее не поет никто.
Стоит отметить прекрасное звучание оркестра Полиции п/у Феликса Арановского. Он сумел передать все нюансы самого r’n’b-шного репертуара Билана, при этом тонко акцентируя мелодические преимущества. Например, в «Мечтателях» духовые блистательно отыграли акценты, «Как хотел я» оркестр воодушевленно начинил струнными риффами, а Believe обошелся исключительно фортепианной поддержкой. Билан пел, как прирожденный вокалист, чувствуя любые нюансы и отзываясь на посылы оркестра мгновенно.
Финальная «На берегу неба» в пронзительной оркестровой аранжировке отнюдь не закончила концерт. На бис Билан вышел с теперь уже знаменитой среди его поклонников арией Париса в том же контральте - и его исполнение было безупречно. Воздушная кантилена и чистейшая третья октава с заходом на четвертую.
- Это был исторический концерт большого артиста! – сказал присутствовавший на этом празднике жизни Филипп Киркоров.
И это действительно так. Несмотря на то, что оперная часть очевидно не удалась, Билан сделал невозможное. Он пересек границы жанров, и сделал это элегантно. В конце артист пообещал еще не раз повторить эксперимент, и с учетом погрешностей это выглядит непременным обязательством. Первый блин получился отчасти комом, но потенциал Димы Билана выглядит неисчерпаемым. Надо выспаться, отдохнуть – и сделать все блистательно.
Как и положено Диме Билану.
Гуру КЕН, «Новости шоу-бизнеса NEWSmusic.ru»
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото Звезд
Комментарии