Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века

В ЦДХ состоялся музыкальный эксперимент: восставший из тишины конзаводов "Вежливый отказ", в котором теперь постоянно играют композитор-авангардист Павел Карманов и скрипач Сергей Рыженко, сыграл нечто с оркестром Петра Айду "Персимфанс" - Первым симфоническим ансамблем без дирижера.

Нечто - потому что одним словом, пусть даже таким туманным, как "Nichtzusammen" (т.е. "Не вместе"), как назвал Роман Суслов свою программу, не отбояришься.

Начали со Стравинского и без Суслова. "Персимфанс" исполнил "Регтайм для 11 инструментов" и концерт для камерного оркестра "Dumbarton Oaks" Стравинского. Оркестр создан на базе Школы драматического искусства, она же - бывший театр Анатолия Васильева, бежавшего за границу. Ансамбль без дирижера морально поддерживается Петром Айду, на ходу управляется основной скрипачкой, и создает действительно свежее звучание подзабытых произведений.

Петр Айду
Петр Айду успевает все: дирижировать, управлять роялем и синтезатором, и живым глазом оглядывать все вокруг себя на 360 градусов.

Персимфанс
Регтайм - почти драйвов, и уж точно готов отослать к конструктивизму советской архитектуры 20-х.

Еще более наглядным дыханием такого архитектурного по сути конструктивизма веет от исполнения вокального цикла «Четыре газетных объявления» недооцененного шутника Алексея Мосолова. Обычно он поется оперным женским вокалом. У Романа Суслова не нашлось такового, и он поет газетные объявления своим голосом.

Роман Суслов Вежливый Отказ
Комический эффект возникает все равно. Мосолов когда-то иронизировал по поводу высказывания Станиславского про то, что можно сыграть хоть телефонную книгу. В версии Петра Айду за роялем и Романа Суслова с текстом в руках фраза Станиславского вспомнилась заново. Значит, цель Мосолова достигнута.

Роман Суслов Вежливый Отказ
Роман делает выразительные паузы. Айду делает экспрессивные минималистические тремоло. Зал смеется.

Собственно программа "Вежливого Отказа" представляет собой новые композиции, которые в черновом виде уже были играны на спорадических концертах "Отказа" в последние год-полтора.

Сергей Рыженко и Роман Суслова Вежливый Отказ
Известный скрипач Сергей Рыженко, который уже несколько лет выступает с "Вежливым Отказом" - более чем на своем месте. Кажется, что вся предыдущая славная карьера Рыженко подводила его к тому моменту, когда он сможет сыграть свои нервные ироничные партии именно в нервных ироничных песнях Суслова.

Сергей Рыженко Вежливый Отказ
Сергей Рыженко успевает еще и петь. И выглядит действительно счастливым человеком

Михаил Верещагин Вежливый Отказ
Бас-гитарист Дмитрий Шумилов всегда сдержан в выражении своих эмоций

Иногда на сцену снова выходит "Персимфанс", и поддерживает фанковые иррациональные экзерсисы "Отказа" своими гармоничными репликами. Складывается все в объемные пятнашки, - передвинь скрипку, и обнаружишь под ней гитару с полутоновым сдвигом по фазе.

Роман Суслов Вежливый Отказ
Роман Суслов оказался немногословен, и лишь изредка комментировал происходящее названиями своих новых песен

Собственно, новые песни оказались вполне связным произведением, рок-симфо-сюитой под условным названием "Шесть песен про войну".

Андрей Соловьёв
Андрей Соловьёв умеет не только изысканно-нервно играть на трубе, но и умеет на ней не играть. Уходит со сцены, и возвращается в нужный момент. Редчайшее качество для отечественных рок-трубачей.

Две новых песен из сюиты появились на сайте "Отказа" еще до концерта - пафосная кричалка "Мы победим" и адаптированная к современности "Мурка". Вопросы войны и мира действительно волнуют Романа Суслова в той мере, в какой он ощущает надвигающуюся тяжесть ура-патриотизма и внутреннюю немощь своего поколения. Отчаянное скандирование "Мы победим!" отсылает к примитивистско-маршевому Маяковскому, пропитанному ядом столетней лжи. Аранжировка же - к тому самому конструктивизму, атональный городской романс для дома, не приспособленного к человеческой жизни.

Роман Суслов Вежливый Отказ
Возможно, Суслову кажется актуальным возвращение к перестроечному едкому милитаризму в духе "АВИА" на новом этапе. В какой-то мере Суслов принимается иллюстрировать выпуски новостей официального телевидения, которые, по его же словам, он не смотрит. Это тоже в духе контркультуры.

Именно контркультуру начала века формирует Роман Суслов на наших глазах. Пока она не модна, не сопровождается аншлагами и восторженными вскриками модников. Более того, она тяжела для слуха массового слушателя.

Но кому, как не старой рок-гвардии 80-х, ее создавать?

Позднее контркультуру этого века подхватят самые талантливые из молодой поросли, магнетизируют экспрессией молодости, сделают модной и актуальной.

Но лаборатория уже заработала. И главный мастер, Роман Суслов, уже вперил черный взгляд в ее дымящиеся колбы.

Гуру КЕН, для NEWSmusic.ru
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Фото звезд

Комментарии

Ребята, Басиста

Ребята, Басиста зовут Дмитрий Шумилов. Верещагин играл в группе до 1987, кажется, года. А за рецензию - спасибо! искренне ваш, nefedor

Спасибо, что

Спасибо, что заметили опечатку и за то, позволили заметить, что фотографии не появились в отчете. Все теперь в лучшем виде. Гуру Кен.

нет

нет проблем. спасибо nefedor

Еще об этом