Операция Ы и другие приключения «Машины Времени»

- Все на нем почему-то бросаются Let It Be играть, - признался Андрей Макаревич. - Я тоже в свое время Let It Be умел играть. Но там не столько пианино вставляет, а и стены, и пол, который там не перестилали. В студии не делали ремонт с 1969 года, чтобы не нарушить этой ауры, этой акустики. Но – как только начинаешь работать, все вокруг пропадает. Пока просто ходишь по нему, как по мавзолею – это храм, святыня. Как начинаешь заниматься делом – все очень хорошо, невероятно удобно, профессионально, комфортно, неторопливо и при этом не транжиря время. В результате – ставишь задачу, и она тут же решается. Мы с удовольствием там поработали. А про пианино… Так уж получилось, что каждый музыкант Машины Времени умеет играть на фортепиано вступление к Let It Be.

Машина Времени
Так уж получилось, что каждый музыкант Машины Времени умеет играть на фортепиано вступление к Let It Be.


В начале пресс-конференции перед большим бесплатным концертом «Машины Времени» в Москве Макаревич еще произнес бурный спич про то, что многие издания перепечатали непроверенную статью одного мегапопулярного желтого издания о якобы болезни музыканта.

- Понимаете, мне наплевать, кто и что обо мне пишет. Но когда это имеет последствия… Когда люди начинают отменять концерты из-за того, что прочитали о том, что Макаревич якобы лежит в больнице… Когда звонят перепуганные родственники и друзья из разных стран мира. И я думаю – а какого черта перепугали такое количество хороших людей?

- Может быть, надо морды бить?

- Так они только этого и ждут. Они потом про это еще три номера выпустят. С фотографиями.

На пресс-конференции задавали вопросы разные журналисты. А Макаревич терпеливо на них отвечал. Как правило, ответы на вопросы разбегаются потом по разным изданиям, - лови, не поймаешь. Поэтому хочу передать почти все ответы Макаревича (для своего издания NEWSmusic.ru приберегу все-таки парочку эксклюзивов).

Андрей Макаревич
Макаревич терпеливо на них отвечал...


- Как появляются новые песни у такого пережившего многое музыканта, как Макаревич? Творческий зуд, или вдохновение? Как они рождаются?

- Песни либо появляются, либо не появляются. Я не думаю, что получится путное, если сесть за стол и выдавливать из себя песни (как, между прочим, практикует небезызвестный Ник Кейв). Мы не настолько профессионалы по написанию песен. Да и не все торопятся. Саша Градский, например, заканчивает оперу «Мастер и Маргарита», над которой он работает уже 30 лет. Я приезжал к нему два дня назад, послушал записи большого симфонического оркестра для оперы – это впечатляюще. Я очень надеюсь, что Градский доведет эту работу до конца. Что касается нас, то для нас было колоссальным стимулом то, что мы поедем на Abbey Road. Это нас подстегнуло, создало хорошее настроение, - а это главное условие для того, чтобы песни писались.

- Андрей Макаревич всегда гнал Машину Времени вперед. Концерт на Красной площади, запись на Abbey Road… Что станет следующим этапом для группы?

- Что касается Машины Времени, то планы пока не носят ясных очертаний. И это нормально. Потому что с момента выхода альбома прошло менее года. А мы как минимум год после альбома позволяем себе об этом не думать.

- Какие правила безопасности соблюдает Машина Времени?

- Общее правило у нас одно – не обижать друг друга. Мы вместе уже давно, и ценим проведенное вместе время. И кажется, у нас получается.

- Как вы относитесь к тому, что музыканты ищут новые пути дистрибуции? Выкладывают свои песни в интернет?

- Понимаете, у меня главная задача – сделать альбом таким, каким я хотел бы его слышать. До того момента, как он записан и я, ставя его на проигрыватель, понимаю, что это то самое. Затем я иду к издателю. Это может быть Саша Кутиков, может быть любое другое издательство. Дальше – это дело издателя. Мы с ним можем обсуждать какие-то вопросы, но я мнению издателя буду доверять больше, чем своему. Потому что он в этом деле – профессионал, и знает гораздо больше, чем я.

Машина Времени
Понимаете, у меня главная задача – сделать альбом таким, каким я хотел бы его слышать


Мне кажется неправильным, когда музыканты вдруг решают, что все издатели – дураки. И вокруг – одни пираты. Действительно, вокруг пираты. Но не все издатели – дураки. Музыкант начинает сам печатать свои пластинки и думает, что он лучше всех их продаст. Как правило, это заканчивается сокрушительной бедой. Кончается тем, что он продает их на своих концертах. По десять штучек.


- Вы говорили, что мечтаете сделать рифму на Ы. Получилось ли?

- Нет, дело в другом. Мы часто общаемся с Борей Гребенщиковым, и я ему сказал как-то: «Ты обратил внимание, что у тебя нет ни одной песни, где не было бы рифмы на Ы?» Он страшно удивился, потому что никогда не обращал на это внимание. Это еще Андрей Белый писал, что у нации, в фонетике которой есть звук Ы, особенно рассчитывать не на что. Вот у меня нет ни одной рифмы на звук Ы! Я даже не знаю, с чем это связано. Наверное, с мироощущением каким-то. Это большая загадка. Требует дополнительного исследования. Я не хочу сказать, что у Гребенщикова плохие стихи. У него – замечательные стихи. Видимо, таким образом он слышит нашу речь. И это все на уровне подсознания происходит.

- Рискуя показаться журналистом из желтой прессы, спрошу – а на какой машине вы ездите?

- У меня обычная BMW, 745 модель. Пока не продаю. Штрафовали меня очень давно. Во-первых, я стараюсь не нарушать правил, потому что это неумно. Во-вторых, все гаишники очень любят группу Машина Времени.

- Будете ли отмечать 40-летие группы, ведь говорят, что это не принято?

- Мы и не будем. И вообще надо бы дожить годика полтора. А потом, возможно, какая-то идея и придет. Мы такие долгоиграющие планы не строим.

Гуру КЕН, для "Наше Радио"

Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru

Еще об этом