Если с обучением вокалу с технической стороны разногласий почти нет, и все согласны учиться, и только по большой русской лени почему-то никто так и принялся учиться… То с пожеланиями слушателей на этот счет, как правило, для поющего со сцены – полный мрак. Типа, я пою, чего поется. А они пускай слушают.
И фронтмены отчасти тут правы. Действительно, почти весь русский рок стоит именно на таких парнях – они поют, что им поется. И как можется. Проблема тут в другом. Эти парни появились еще в 80-е годы, страшно узок их круг, а менталитет нынешней молодежи совсем-совсем иной, чем у тех парней. И подражать аксакалам именно в этом вопросе – последнее дело. Подражать стоило бы их творческой свободе и полету фантазии. Только это самое невозможное.
Речь вот о чем. О корнях. «Чтобы стоять, я должен держаться корней», - это не только шутка про бывшего гитариста Земфиры, а теперь гитариста Мары. Это еще про образ мышления. Кстати, БГ сочинил и спел эту строчку задолго до того, как он сам от парафразов Марку Болану обернулся к русской культуре, и записал тот самый «Русский альбом». И с тех пор в каждом альбоме «Аквариума» есть толика древнерусской тоски.
И с тех пор в каждом альбоме «Аквариума» есть толика древнерусской тоски
Держаться корней – задача метафизическая. К ней, от сугубо физиологических проблем постановки голоса, и перейдем.
Надо сразу разделить проблему на две части. Для тех, кто жаждет успеха на Западе, - один путь. Для тех, кого вполне хватает необъятной матушки-России – путь другой. В некой счастливой точке эти пути сольются, но об этом речь не здесь.
Чем будем удивлять Запад?
Начнем сразу с мировых проблем. Россия для сытого Запада – довольно громоздкая глухомань. Средний американский рок-слушатель знает о всей России не больше, чем о Венгрии. И вот появляется некий русский рокер в косухе, и начинает петь нечто пародийное с жутким акцентом.
- Он точно русский? – удивленно спрашивает утомленный солнцем алабамский рок-фэн. – Тогда зачем он так косит под Nirvana?
Действительно, странно. Приехал хрен знает откуда, и пытается один-в-один снять Nirvana, на которую тот алабамский парень ходил с момента ее создания. Ну не глупо ли?
Вообще-то есть исключения, когда можно играть в чужую игру на чужом поле. Пример Sepultura из Бразилии кое о чем говорит. Металлическая музыка довольно жестко повязана внутренними стандартами, и при тщательном их соблюдении и удаче можно выстрелить громко. Но при правильном контракте и хорошем американском продюсере.
Правилом же для не-американцев и не-англичан является национальная «фишка». Единственная российская рок-группа, которую до сих пор вспоминают в Америке – «Парк Горького», и они использовали русские распевы и даже гитары в форме балалаек. Зато на днях перед концертом в Москве музыканты Metallica сказали, что на разогреве вместо HIM хотели бы услышать Gorky Park. Вот что значит запомниться… Жаль, что Носков и Маршал сейчас занимаются всякой хренью.
Преподавателей русского вокала в стране предостаточно. Можно и не русского. Скажем, из непопсовых групп в той же Америке самая известная российская группа - «Ят-Ха», не изменяющая своему тувинскому горловому пению. У нее такая фишка.
Понятно, что выйти на сцену и под тыгыдым-тыгыдым заголосить «Ой да не вечер» было бы как-то странно. Таки не фольклорный же фестиваль! А вот бережно адаптировать русский распев к актуальной рок-музыке – задача вполне интеллектуальная и творческая. Отчасти этим занимается тот музыкальный пласт, который мы называем фолк-роком – «Мельница», «Начало века» и т.п. Между прочим, обе вокалистки «Мельницы» серьезно занимаются вокалом с преподавателями.
Между прочим, обе вокалистки «Мельницы» серьезно занимаются вокалом с преподавателями
Оживить русский рок русской песней?
Еще интереснее было бы не превращать русский распев в фолк-рок, а сделать его органичным в оригинальном роке, - том же пост-роке, например. Нет сил слушать, как гундосят и воют большинство представителей русского пост-рока. Хорошо, что за гитарами их вокала почти не слышно. Но есть же и положительные примеры. Скажем, Дмитрий Ревякин записал недавно превосходный сольный альбом «Жатва». Никакого фолк-рока, а насколько органично там звучат почти казацкие распевы и русские заговоры! Стильно и умно.
И здесь мы подходим к той стороне проблемы, что связана с успехом в России. Надо понимать, что упражнений с преподавателем по вокалу мало. Нужен новый месседж, а он может быть в чем угодно. Посмотрим на Земфиру, - после не очень удачного с вокальной точки зрения концерта на Горбушке в конце 2005 года она приняла меры, активно поработала над вокалом, и на недавнем июньском концерте в Зеленом театре выглядела превосходно с технической точки зрения. Но не только стала техничнее петь, но и предложила новый вектор в своем творчестве – более джазовый. Так почему не взять все немаленькое богатство русской вокальной традиции, и удивить народ?
Вопрос риторический.
Оторванные и неоторванные
Держаться корней – значит не отрываться от образа мыслей, свойственного русской культуре. Вот Шахрин или Пелагея – они не отрываются, и кое-что у них получается, не так ли? Примеры можно множить. Есть Инна Желанная, Рада и Мила Кикина, наконец. Изучение народной традиции способно дать импульс и песенным текстам, столь важным для литературоцентричного русского рока.
Возможно, стоит обратить свой взгляд в сторону народного распева и вокалистам металлических групп, явно страдающим от дефицита идей. Альтернативщикам – тем сам Бог велел, и кое-какие интересные опыты уже есть. Русский рок всерьез такими культурными феноменами никогда не занимался – можно вспомнить только стародавнюю группу «Скоморохи» да все тот же «Калинов Мост». Но кто же мешает?
Копировать английский прононс и играть с ним в Рязани – дело глуповатое. Не лучше ли оборотиться к своим корням?
Гуру КЕН, для "Наше Радио"
Комментарии