Еще недавно казалось, что «Евровидение» в кризисе. Конкурс для домохозяек стал ареной уязвленных самолюбий карликовых стран Восточной Европы. Однако именно с московского «Евровидения» правила конкурса изменены решительно. Появилась надежда на радикальное обновление культового конкурса.
Мы будем жить теперь по-новому
Прежде всего, конечно, речь о судействе. «Нет ничего более демократичного, чем голосование публики. Но профессиональное жюри может прослушать участвующие песни несколько раз, прежде чем принять решение. Мы полагаем, что комбинация мнений публики и профессионалов может сделать шоу более интересным», — емко объяснил причины нововведений Сванте Стокселиус, исполнительный супервайзер конкурса.
Поэтому теперь в финале ценность голосов телезрителей и профи выдержана как 50 на 50. Профессиональное жюри в каждой из 42 стран свое, состоит из пяти человек, не связанных с участвующими песнями или артистами, в чем каждый из них дает расписку. Важно, что главная ценность для жюри сформулирована как «потенциал песни стать международным хитом».
В свою очередь каждый телезритель имеет право послать до 20 СМС за понравившуюся песню. В первом полуфинале голосуют страны — участницы этого полуфинала, а также Великобритания и Германия.
Во втором — аналогично, только к участницам прибавятся Россия, Франция и Испания. В финале голосуют все страны.
Результаты зрительского и профессионального голосования суммируются. В случае одинакового количества баллов у разных песен приоритет отдается результатам зрительского голосования.
Так выявится победитель.
Вероятно, новая система положит конец голосованиям по географическому принципу, когда страны экс-СССР голосуют друг за друга, Балканские страны делают то же самое, а Германия всегда отдает приоритет Турции (и наоборот).
Новый порядок голосования весьма положительно принят фан-клубами «Евровидения» и музыкальными экспертами.
В бой идут одни старики
Еще одной особенностью именно московского «Евровидения» станет битва между Старой и Новой Европой.
Несмотря на то что основатели конкурса Англия, Франция, Германия и Испания по «блату» всегда в финале, успехов они не добивались очень давно. И теперь Старая Европа пошла ва-банк.
Именно этой нервозностью и недовольством предыдущими результатами объясняется участие музыкальной элиты в отборах. В Великобритании песню написал сам сэр Эндрю Ллойд Уэббер, а во Франции уговорили поехать на конкурс «для домохозяек» звезду Патрисию Каас.
В обеих странах артистам наказали без победы домой не возвращаться и назвали ситуацию «перезагрузкой» — в параллель новомодному политическому термину.
Однако Новая Европа вовсе не желает сдавать позиции. Весьма приличный бюджет выделил для победы Азербайджан, купив с потрохами талантливого иранского хитмейкера Араша.
Основательно подготовилась к конкурсу украинская экс-«ВИА Гра» Лобода, заложив свою квартиру и заказав декорации в Гонконге. Мощного артиста послала Босния и Герцеговина.
Жаждет победы и Турция, там воспринимают «Евровидение» как важнейшую цель для адаптации в Евросоюзе и денег не жалеют. Греция и вовсе отправила на конкурс своего самого популярного певца Сакиса Руваса.
Рейтинги и фавориты
Как ни странно, единого фаворита в этом году нет. Стечение обстоятельств превратило московское «Евровидение» в одно из самых сильных по составу за последние десятилетия. Минимум 10—12 стран имеют полноценные шансы на победу.
Их можно поделить на три условные группы. За счет хитовой песни рассчитывают победить белорусский норвежец Александр Рыбак (лидирующий во всех опросах), турецкая певица Хадисе, Regina из Боснии и Герцеговины, а также эстонцы Urban Symphony.
На яркую индивидуальность артиста ставят Франция (Патрисия Каас), Азербайджан (Араш и Айсель), Англия (Джейд), Греция (Сакис Рувас) и Россия (Настя Приходько).
За счет шоу надеются привлечь к себе внимание болгарский тенор Крассимир Аврамов, чешские цыгане Gipsy.cz и украинская трэш-дива Светлана Лобода.
Прибавим аксиоматический факт непредсказуемости результатов «Евровидения», убавим непредсказуемости за счет появления профессионального жюри и получим очевидное.
Победить может практически любой, и средний уровень артистов в этом году необыкновенно велик.
У России собственная гордость
После довольно скандального национального отбора с победой ставленницы Первого канала Насти Приходько — одаренной певицы с мощной песней, но победившей очень некрасиво — певица исчезла.
Она не поехала в промотур (рекордсменкой по этой части стала турчанка Хадисе, посетившая 17 стран), хотя опыт Билана наталкивал именно на такие ходы.
Ее продюсер и сонграйтер Константин Меладзе неоднократно заявлял, что ему неинтересны игры вокруг «Евровидения», гораздо важнее позиционирование Приходько на внутреннем рынке.
Зато к конкурсу для Приходько сняли весьма необычный и дорогостоящий видеоряд с пластическим гримом, где из 20-летней за трехминутную песню Настя превращается в 70-летнюю.
Выглядит эффектно, и, если удастся на сцене реализовать всё задуманное, у Приходько намечается самый роскошный эстрадный номер среди всех конкурсантов.
Поможет ли это победить? Прецеденты, когда одна страна выигрывала два подряд «Евровидения», были. В 1972 и 1973 году побеждал Люксембург.
В 1978 и 1979 году то же самое произошло с Израилем. В 1992 и 1993 году подвиг повторила Ирландия. Так что все шансы у Приходько есть.
Открытие «Евровидения»
Официальная церемония открытия конкурса прошла 10 мая в Манеже. По единодушному мнению присутствующих, по богатству и щедрости она на две головы превзошла все аналогичные церемонии прошлых лет.
Красную икру ели ложками, количество горячих и холодных закусок русской кухни не поддается исчислению, и алкоголь лился рекой. Для сравнения, в прошлогодней Финляндии гостям подавали только печеный редис.
Неудивительно, что еще до начала московское «Евровидение» стало самым дорогим конкурсом в истории. Прошлогодние 24 млн евро перекрыты давным-давно, и сейчас цифра подбирается уже к 40 потраченным миллионам, согласно неофициальным данным.
В первую очередь деньги ушли на самое современное техническое оборудование, некоторое из которого изобретено совсем недавно и еще нигде в Европе не применяется.
Передвижная телестанция привезена с пекинской Олимпиады. Задействовано более 2 тыс. квадратных метров видеоэкранов, оптом свезенных со всей Европы.
Полностью заменена начинка СК «Олимпийский», самой вместительной крытой концертной площадки в стране. Закуплена уникальная пиротехника. Словом, здесь тот случай, когда наглядно видно, на что уходят деньги. Причем деньги кровные, самого Первого канала, которые никто ему компенсировать не будет.
Первые костюмированные репетиции, которые прошли 11 мая, показали, что по техническому оснащению предстоящее «Евровидение» станет самым технологичным концертом в истории России.
К сожалению, всё сказанное не касается звука в этом зале, конкурс заточен под телевизионную картинку, и именно под нее делается всё возможное и невозможное.
Двигающаяся во все стороны декорация, летающая под потолком Жар-птица, снопы огня и необычайно гибкий свет — всё это в «Олимпийском» было невозможно еще месяц назад.
Практически полное отсутствие скандалов, традиционных для предыдущих конкурсов, настраивает на деловой лад. Россия взялась сделать «Евровидение» XXI века», как объявил на пресс-конференции Константин Эрнст.
И кажется, что у России это действительно получается.
Гуру КЕН, для издания "Частный корреспондент"
Комментарии