Скрипач Джордж – шоумен со стажем. В прошлые приезды группы он поражал своими париками и гримом. Теперь он снова вышел на сцену в затейливом костюме французского романтизма – белый парик, длинная мантия. Сюрпризы от No Smoking Orchestra начались.
Группа, в которой выступает великий режиссер, после разрыва с Гораном Бреговичем записывает все саундтреки к фильмам Кустурицы. Однако и безо всякой связи с кино музыканты выглядят более чем достойно. За два часа времени, отведенного на концерт, музыканты ни на минуту не оставили публику равнодушной. Изобретательность их почти не имеет границ.
После инструментальной пьесы, в которой солировала скрипка Джорджа, и Эмир Кустурица расхаживал по сцене в кепке, спокойно подергивая за струны, на сцену вылетел главный мотор представления, лидер группы доктор Нелле Каражлич. Доктор вовсе не выглядел академичным занудой, сразу начав прыгать перед зрителями с частотой отбойного молотка. Когда публика принялась прыгать так же, шоу доктора Каражлича началось.
Заглавная тема из `Жизнь как чудо` - красивое пиццикато скрипок и задумчивый бит бас-гитары. Каражлич взял в руки полицейский магафон и незамедлительно начал кричать в него что-то умиротворяющее. Судя по всему, про войну. И скрипка разошлась не на шутку, темы песен перетекали из одной в другую, и Джордж не преминул в разгаре этого попурри скинуть с себя подальше парик. В ход пошло немного Мусоргского в классическом стиле, незаметно переходящего в цыганско-сербский карнавал. Грешно было бы не закончить такой карнавал взаимным обливанием водой, что доктор Каражлич и сделал, на радость запущенным именно в это время фоторепортерам и телевизионщикам.
В зале присутствовали Владимир Шахрин и Владимир Бегунов из группы `Чайф`, и было заметно, какое впечатление на них произвело бурное начало концерта. А между Каражличем и Эмиром Кустурицей весь концерт происходил пародийный обмен репликами. После песни доктор произносил `Привет, Москва` с ударением на первый слог в слове Москва, а Кустурица, к несказанной радости зрителей, поправлял его ударение на второй слог. Так, в приветах Москве, и продолжался весь концерт. И гвоздики дарить начали почти сразу же.
Любимый трюк доктора Каражлича, как можно было заметить, - пародирование Майкла Джексона. В сочетании с более чем плотным телосложением Каражлича и округлым его животиком, движения американской поп-звезды проиходят комическое впечатление.
Стоит отметить, что сам Эмир Кустурица присутствует в музыкальном ткани песен No Smoking Orchestra весьма номинально. Он, конечно, ходит туда-сюда с соло-гитарой, и иногда играет на ней что-то `квиновское`. Но по большей части, все гитарные партии исполняет все же гитарист. Бас-гитару Кустурица вообще не взял ни разу в руки, несмотря на заявления о своих басовых предпочтениях. На прошлых же концертах в Москве в руках он держал именно бас. Теперь все басовые партии играет бас-гитарист. Роль Кустурицы сводится больше к моральном поддержке. При ближайшем рассмотрении заметно, что Эмир часто нервничает, и обращается к музыкантам с просьбой напомнить ему, что следует играть. Так что заявления о том, что Кустурица бросает кино и уходит в музыку, нам следует воспринимать со здоровой долей скептицизма.
В целом программа московского концерта выглядела как равномерный микс из саундтреков последних фильмов Кустурицы и самого пока успешного альбома группы `Unza Unza Time` (2000). Публика же ближе всего к сердцу восприняла единственную песню No Smoking Orchestra на русском языке `Vasja`. Об истории появления этой песни Кустурица уже рассказывал на пресс-конференции перед концертом. Рефрен `Вася` был подхвачен зрителями сразу, история про `блатной криминал` и `много водка` стала сразу родной и понятной.
Тем временем Доктор успел побоксировать с тубистом, одев на зубы предохранительную резинку. Некоторые песни No Smoking Orchestra сильно напомнили репертуар словенской группы `Laibach`, с успехом выступавшей несколько лет назад здесь же, на этой сцене. Но упора в электронную составляющую у No Smoking Orchestra нет. Нынешний состав группы: аккордеон, гитара Кустурицы, на барабанах сын Кустурицы Стрибор, перкашн, бас-гитарист, просто гитарист, туба, саксофон, скрипка, иногда клавишные. Ну и сам доктор Каражлич, заменяющий на сцене с десяток танцоров и шоумэнов. И музыканты в группе – отменные. Саксофонист время от времени радовал соло в духе Колтрейна, о скрипаче Джордже еще стоит рассказать отдельно.
В какой-то момент вся группа подошла к тому краю сцены, где сидели музыканты `Чайфа`, и сыграли в их честь коротенькую импровизацию. Вообще музыканты `держат зал` на удивление плотно и уверенно. Стоит им поднять руки, как переполненная Горбушка начинает неистово аплодировать в такт. Стоит попросить танцевать, как зал пускается в бурные пляски. Стоит прыгнуть со сцены в публику, как та удерживает Доктора на руках в лучших традициях Горбушки.
Сами себя музыканты позиционируют, как народный панк. И ряд заявлений, прозвучавших со сцены, можно трактовать именно в этом ключе. Музыканты общались с залом преимущественно на английском. Так вот, Эмир Кустурица объяснил публике свою жизненную позицию так: `Я хотел бы выеб*ать весь мир. Но пока могу сделать это только со сцены`. Вполне себе панковское заявление.
Гитарист радовал свои традиционным трюком с верчением на поясе гитары с иллюминацией. Скрипач Джордж показывал технику игры на скрипке, лежащей на собственной голове. Потом он играл скрипкой на зажатом в ногах смычке.Потом он играл на перекладине с натянутой струной, которую держали специально выбранные из публики девушки. А потом они делали это вместе с Кустурицей. Играть на струне гитарой и скрипкой, соревнуясь в виртуозности, непростое занятие. Кустурица тут же удостоился от Каражлича звания Фрэнка Заппы.
Неутомимый скрипач переодевался, не останавливая игры. И появлялся то в белой блузке с блестками и юбке, то в черном платье, то в изумрудно-зеленом платье до пят. Не прекращая музицировать. Трюки скрипача заняли немалое место в шоу No Smoking Orchestra. А сам Доктор появлялся то с розовым цветком на голове (это был `сэкси-сонг` в латиноамериканском стиле), то начинал `раздевать` вызванных девушек за ширмой. Праздник, как он есть. Наконец, Доктор скинул рубашку, остался обнаженным по пояс, и совершенно неожиданно лирично спел энергичный `Питбуль`. Оказалось, `Питбуль` может звучать как турецкий дэнс, будто Таркан какой-нибудь. И это, определенно, было сюрпризом.
Еще один сюрприз получился, когда зал безо всякой подсказки запел по-сербски заглавную песню из `Черной кошки, белого кота`. Сам Каражлич, казалось, не ожидал такого поворота событий. Российская публика знает сербский! Это был уже сюрприз для No Smoking Orchestra. Он снова протягивал микрофон в зал, и зал пел припев на чистом сербском языке.
После фокусов с пламенем и цветами пришла пора бисов. Сначала музыканты вышли к авансцене, и под аккордеон спели народную сербскую песню `Друзе`, посвященную, как несложно догадаться, настоящей мужской дружбе. Пели еще что-то по бумажкам, в ритме вальса. Увы, без перевода догадаться о смысле этой песни было невозможно.
По второму кругу `Wanter Man` в стиле тарантиновских боевиков, со слайдовой гитарой придолжает бисы, – и танцуют все. Но и тут не обошлось без сюрпризов. Засемплированная в клавиши припевка по-русски `Не слышны в саду даже шорохи` была весьма кстати. На этом вечер сюрпризов от No Smoking Orchestra окончился, под громкие восторженные крики публики.
И только влюбленные пары долго еще танцевали в опустевающем зале под заведенные звукооператором песни No Smoking Orchestra. И не могли остановиться...
Вадим Пономарев, Guruken.ru
Комментарии