Осенью певица выпускает новый альбом, а между тем переигранные с новым составом старые песни в столице толком не показаны. Прежде чем выступить в заброшенном Зеленом театре через реку от своего дома, Земфира проехала с большим туром «Дежавю» по России и другим странам.
Дряхлый Зеленый театр обтянули тканью, и он стал посимпатичнее. Поставили приличный звук. Над открытым зрительным залом запустили зеленый воздушный шар. Аншлаг.
Земфира ворвалась на сцену, как хищная росомаха. Худая, красивая, одухотворенная, она пролетела сквозь незнакомое вступление и запела «Почему» так, что согласные впечатывались в серф-шуршание намертво. Сразу стало понятно, что никакой новой «программы» нет. А есть новый состав, с которым Земфира решительно и безоговорочно перелопатила плей-лист так, чтобы он соответствовал новому пониманию музыки самой певицы.
– Привет, Москва! Давно мечтаю о том, чтобы спеть первую песню и сказать: привет, Москва!
Земфира ворвалась на сцену, как хищная росомаха
После прошлого большого концерта в Горбушке было заметно, что «девушка созрела». Созрела и рвется к новому звуку. На этом концерте уже сама Земфира пропела про себя: «Земфирочка созрела», ей уже есть что предъявить.
Земфира собрала состав, который может играть джаз. Не хотел бы, а именно может. В отличие от старого состава, где главным формообразующим инструменталистом был гитарист Корней, теперь за главного – клавишник. Что может ярче открыть джазовую, эстрадно-оркестровую Земфиру? Именно пианист, как его представила Земфира. Дмитрий Шуров играл в «Океане Ельзи», после раскола основал Esthetic Education и явно тяготеет к фортепианному джазу.
Уход в актуальный джаз-рок имеет для Земфиры немало плюсов. Ей явно тесно в рамках прямолинейного русского рока, и уже прошел подростковый период увлечения депрессивным брит-попом, надо развиваться дальше. Вариантов было два. Либо двинуться в поп, либо в джаз. Земфира предпочла джаз. И аккуратно интегрировала свои песни под гитару (которые всегда в голове) в эстрадно-джазовую среду. Затем-то и потребовался джазовый трубач Константин Куликов, сотрудничающий с Инной Желанной и рядом джазовых и этноджазовых проектов вроде Safety Magic.
Либо двинуться в поп, либо в джаз. Земфира предпочла джаз
Да, теперь старые песни Земфиры, обыгранные шустрыми пальчиками пианиста и задушевными опеваниями трубы, сильно напоминают судьбу известных песен Андрея Макаревича, поющего с Оркестром креольского танго. И наверняка вызывают неоднозначную оценку поклонников. Макаревич тоже через это прошел.
Та же «Почему» сохранила мощную энергию текста. «Прогулка» начинается с продолжительного фортепианного вступления, рисунок баса кардинально изменился, по сути, песня сделана под салонный джаз – как раз для клубов с олигархами. Тот же привкус теперь у песни «Непошлое». Только на «ПММЛ» Земфира впервые взяла гитару в руки, и результат налицо – почти не измененная трактовка, с клавишными вариациями на заднем плане. «Румба», ранее нечасто исполняемая, и вовсе погрузилась в журчание детских клавишных игрушек.
– Очень переживаю из-за дождя. Вижу ваши зонтики. Он начался опять? Сволочь! Я очень люблю дождь, но не хочу, чтобы он испортил вам настроение.
«Рассветы» теперь построены на запоминающемся риффе в проигрыше и обрамлены протяжной печалью трубы. С размашистых медленных аккордов а-ля Сергей Рахманинов, второй концерт для фортепиано с оркестром, величественно стартует «Любовь как случайная смерть», и к последнему куплету Земфира поет, нервно задыхаясь, срочно выговаривая слова, сбиваясь с дыхания… А «Небо Лондона» – совсем под рояль, и брови домиком. И совсем уж неожиданно звучит «Трафик», он стал совсем диско-роком – буквально с октавным басом, танцевальным и упругим.
Земфира ходит и пританцовывает, активно мотая головой, размахивая руками над головой. На «Брызгах» брызжут первые фейерверки. Потом их будет много. Очень много. Но эффект неожиданности срабатывает сейчас. На «Ракетах» фейерверки в густом синем воздухе продолжаются, Шуров фонтанирует клавишными проигрышами в духе Рика Уэйкмана – вдруг легкий джаззи переходит в упрямый марш. Музыканты еще на коде успевают процитировать мюзикл «Иисус Христос суперзвезда»… Музыканты играются, купаются в предоставленных возможностях. Разве что не переходят к джему…
Земфира ходит и пританцовывает, активно мотая головой, размахивая руками над головой
– Тут у нас все сломалось. И опять пошел дождь!
«Доказано» и «Созрела» идут нон-стопом и мало отличаются от привычного звучания. Сразу после признания в том, что «Земфирочка созрела», – совершенно неожиданный вброс мелодии Владимира Дашкевича из к/ф «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». Это все та же игра. В туре Земфира исполняла даже хит Верки Сердючки «Лаша Тумбай» как доказательство сыгранности нынешних музыкантов. «Небомореоблака» завершаются залпом блесток из пушек.
После паузы – первый бис.
– Меня часто упрекают, что я мало общаюсь с залом. Но я выражаю все в песнях. Когда я пою, это лучший вариант из того, что я могу произнести.
«Итоги» – просто под гитару, и только к коде подтягивается клавишная подушка. «Самолеты» посвящаются «всем знакомым в зале». А потом начинаются сюрпризы.
«Песня памяти Кормильцева», – бросает отрывисто Земфира и поет «Казанову». Тут все не просто. Хотя песня сыграна и спета вполне аутентично, в ней есть непростой подвох. Двусмысленная в устах Земфиры фраза «ты моя женщина я твой мужчина» (Кормильцев писал ее без знаков препинания) все-таки прозвучала. Где-то в турах певица пела ее еще однозначнее: «ты моя женщина я твоя женщина», но в Москве не стала. Впрочем, и без того фразу встретили с восторгом многочисленные лесби-зрительницы. Позже прозвучала еще и лесби-баллада «Анечка». Так что можно сказать, что вслед за недавней Дианой Арбениной в Лужниках свою игру в перверсии главная лесби-икона страны тоже отыграла.
Под фортепиано с трубой зал подхлопывает «Хочешь?». Земфира этого не хочет, она сбрасывает аплодисменты. И несколько раз повторяет с блестящими глазами: «Пожалуйста, не умирай…»
Из будущего альбома в бисах прозвучало две песни. Хит «Мальчик» уже хорошо известен. А вот еще одна энергичная песня, пока без названия. Земфира ее проанонсировала так:
– А сейчас премьера. Я выбрала из десятка песен именно ее. Почему? Сейчас поймете.
Конечно, понятно. В тексте звучит фраза «Пятница – Москва колбасится». Действительно пятница. Действительно колбасится. Но со слезами на глазах. Завороженные чистым и уверенным, в отличие от предыдущей презентации, голосом Земфиры обнявшиеся девочки рядом со мной плачут. А потом поднимают руки и разворачивают их ладонями к Земфире, словно согревая ее любовью.
Но сюрпризы не закончились. «Лето! Я изжарен, как котлета. Время есть, а денег нету, Но мне на это наплевать, а-а-а!» – начинает петь песню Майка лукаво косящая глазом Земфира. Она не смогла отказать себе в удовольствии заменить строчку и спеть «Сегодня сейшен в Зеленом театре». А уж строчку с намеком «У них, наверное, вендетта!» написал сам Майк.
Заключительная «Ариведерчи» прозвучала уж совсем традиционно, словно и не было двух часов джаза. Вороны-москвички вылетели из рук Земфиры и по-хозяйски уселись на близлежащих деревьях Нескучного сада.
Грянул большой фейерверк в небе – праздник есть праздник. Дождь рассосался как-то сам. По аллеям парка шли возбужденные люди, и из каждого второго мобильника играл «Мальчик»…
Новый альбом Земфиры теперь невероятно ожидаем.
Гуру КЕН, для деловой газеты "Взгляд"
Фото - Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru
Комментарии