Башмет дал советы альтистам из 4 городов одновременно

В рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи прошел интерактивный мастер-класс Юрия Башмета в Органном зале Сочи. На интернет-видеосвязь с Башметом вышли четыре города - Новокуйбышевск, Новосибирск, Ростов и Екатеринбург.

Мастер-класс Юрия Башмета

В каждом городе ждали советов знаменитого альтиста юные музыканты, собравшиеся в зале, как правило, местного музыкального училища. Стартовал мастер-класс с выступления 10-летней скрипачки Лизы Моисеевой из Новокуйбышевска, где местная музыкальная школа гордо носит имя Юрия Башмета. Очевидно, что советы и размышления маэстро будет интересны не только тем, кому давались, но и очень широкому кругу ценителей музыки и собственно музыкантам.

- Когда кисть не прогибается, а двигается горизонтально, возникает ощущение отсутствия смены смычка. Это очень важно в нашей профессии, - показывал наглядно Башмет, выгибая запястье. - Если кисть прогибается на верхней точке смычка, так нельзя. А надо заранее готовить обратное движение смычка — вот он еще только заканчивается, а плечо и рука готовятся, уже идут в обратную сторону, пока кисть еще доигрывает.

Не менее важными Башмет считает внешний образ музыканта, его манеру поведения на сцене.

- Надо держаться на сцене с достоинством — представь, что ты балерина. Возникает образ. Забудь о музыке, и создавай образ! Это будет для тебя толчком для правильного самоощущения на сцене.

Юрий Башмет
Юрий Башмет

Рассказал Башмет и о секрете верного окончания музыкальных фраз.

- Надо понимать, на какую долю такта приходится нота. Разрешение задержания не должно торчать, это правило. Мы, в отличие от пианистов, имеем возможность разрешить задержание, а потом продлевать ноту. - тут же подошел к фортепиано, и показал разницу. - А что такое крещендо в пассаже? Это когда каждая последующая нота исполняется насыщеннее, громче предыдущей. Это - наше ремесло!

Из того же Новокуйбышевска альтистка Наина, обучающаяся на третьем курсе колледжа, сыграла Башмуту «Романс» Бруха.

- Я слышу только меццо-форте! - удивился Башмет. - Помню, Ростропович не мог добиться от оркестра динамического диапазона, и сказал: «У нас сегодня борьба с меццо-фортизмом!». Надо внимательнее прислушиваться к указаниям автора, это не догма — но помощь. Тебе нужно донести свою мысль, а если ты будешь с самого начала кричать, то когда надо будет крикнуть — этого никто не услышит.

Переключаемся на Новосибирск. Вероника Ким, студентка первого курса музыкального колледжа, играет «Восточную рапсодию» красноярского композитора Игоря Флейшера. Башмет послушал, и попросил медленнее сыграть все ноты, хотя бы четыре такта — есть ощущение, что некоторые ноты пропадают. Через три попытки эти самые четыре такта зазвучали гораздо выразительнее. Башмет посоветовал Веронике заняться работой над интонацией.

- Куда падает палец, ты заранее должна знать. А вообще интересное произведение.

Профессор Новосибирской консерватории Юрий Мазченко (которому, кстати упомянутый Флейшер посвятил свой Концерт для альта с оркестром) рассказал, что альт настолько ассоциируется с Башметом, что один мальчик, когда его спросили, на что он хочет учиться, он ответил: «На Башмета!». И сейчас у него уже успешная карьера.

- Вы единственный Атлант в этом смысле в Новосибирске, развиваете все на своих плечах. Давайте встретимся! Юрий Николаевич преподает альт и виоль д’амур. Инструмент виоль д’амур — старше скрипки и виолончели. От viola — альта, и пошли названия остальных инструментов. Violine — маленький альт, то есть скрипка. Виолончель — большая виола. И те, кто говорят, что альт — промежуточный инструмент, они неправы. Альт — старейший инструмент, от него все пошло! Виоль д’амур не стала популярным инструментом, там много струн, ее мало кто знает. В истории было много случаев, когда появлялся новый инструмент — например, австрийский мастер создал арпеджионе, Шуберт отреагировал и сочинил прекрасную сонату под таким названием. Благодаря появлению инструмента появилось великолепное произведение, и мы играем его на альте или виолончели. Среди нас есть такой Юрий Мащенко, влюбленный в наше альтовое дело, он преподает так, что его ученики не только умеют играть на инструменте, они знают, как развивалось наше искусство.

Юрий Башмет показывает
Юрий Башмет показывает

К слову пришлась лукавая история о том, кто такой солист.

- Помню первую репетицию с Рихтером, соната Шостаковича. Ничего не получается, все мертвое! Уже час ночи, репетируем у Рихтера дома. Он останавливает — давайте покурим. Хотя сам не курит. Пробуем так и сяк, не получается. Пробуем медленнее. Рихтер говорит: у Шостаковича всю жизнь был испорченный метроном. Потом говорит: Ты стоишь, значит ты солист, ты и предлагай выход из ситуации! Понимаете? Кто стоит, тот и солист. А пианистка сидит, значит, она не солистка. Так говорил Рихтер.

Следующий участник мастер-класса - Богдан Самахин, первый курс Ростовской консерватории. Играет Берга.

- У вас есть прекрасное чувство самодостаточности, но мне нужно, чтобы вы - раскрылись. Все грамотно, а про что «песня»? Тут гармония сменилась, тут диссонанс возник — это все события, их надо подавать. Вы должны понимать, о чем написал автор. И слушателю интересна ваша реакция на задумки автора.

Последним стал Екатеринбург. Вячеслав Панкрашин из Уральского музыкального колледжа начал играть «Концертную пьесу» для альта и фортепиано Джордже Энеску.

- На струнном инструменте вибрация — средство не последнее, она может расширить палитру и сделать звук гораздо приятнее, - советует ему Башмет. - Кому интересно слушать плоский звук на гаммах? Надо делать ярче! У вас не рассчитан смычок — вы им водите, и заметно несознательное распределение смычка по нотам, это отличает хорошего музыканта от нехорошего. Я слышал фразу Ростроповича кому-то на репетиции, игравшему плоским звуком: «Ну повибрируй, сухожилочка ты моя!» Звук должен быть красивым. Давай встретимся, пообщаемся, тебя грамотно учат, пьеса очень непростая. Но играть нужно гораздо ярче. Сыграть ярко до-минорную гамму сумел только Петр Ильич Чайковский, только в обратном порядке, в «Щелкунчике».

И снова добрые слова о тех, кто растит столь талантливых детей, о ректоре Уральского колледжа Эльвире Архангельской:

- Вы знаете, как Эльвира Глебовна ринулась защищать колледж, когда у него были проблемы и чуть закрыть его не хотели? Ринулась грудью и защитила! Вот такие люди есть в Екатеринбурге. Великие люди. Ей надо памятник ставить!

Вадим Пономарев
Фото - Светлана Мальцева

Еще об этом