Давайте лучше сделаем так. Два слова о том, что Вы увидите во МХАТе. А потом - просто живые цитаты из великого музыканта современности. Договорились?
Вы уже были на рок-концерте, рок-фестивале, рок-мюзикле, может быть, даже на рок-опере. Но можете ли вы похвастаться тем, что были на рок-балете? Именно так называет свой перформанс "Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева" Петр Николаевич Мамонов.
Понять Мамонова и его концептуально-бессознательные шедевры, как и ответить на вопрос, о чем это, невозможно. Мамонова называют гением, пророком, святым, хулиганом и сумасшедшим. Не верьте никому, пока не увидите то, что он делает своими глазами, единственная постоянная величина в том, что он бесконечно талантлив. Некоторые произведения искусства ориентированы исключительно на область восприятия чувств, доверчиво следующих за фантазией создателя, создающего свою систему координат в отдельно взятом пространстве и времени. Петр Мамонов, легендарный лидер и основатель группы "Звуки Му" - одной из первых андеграундных рок-команд в СССР, бросит очередной кич в лицо времени и жанрам 28 и 29 января 2005 года на показе "Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева" во МХАТ им. Горького.
Мамонов уже показывал его в театре Станиславского. Потом сделал мхатовскую паузу, много чего поменял. И вот - как бы новая премьера.

В отличие от ранних театральных экспериментов "Шоколадный Пушкин" и "Есть ли жизнь на Марсе?" - это уже не моноспектакль. Помимо Петра Николаевича на сцене обитают Снежная Королева, Мальчик Кай и Яйцо, а "Мыши - это мысли, которые обитают в голове. Многочисленные коты их едят" - поведал г-н Мамонов. Музыкальная часть действа оформлена под музыку самого маэстро. Альбомы "Мыши-2002" и "Зелененький" делят постановку на 2 части, как и каждая звучащая песня представляет определенную сцену спектакля, что является беспрецедентным новаторством как в сценической постановке, так и в качестве концертного исполнения.
Помощь в постановке с написанием сценария и организацией всего действа оказало Экспериментальное Творческое Объединение "СВОИ 2000" в лице Марины Потаповой и Сергей Любавина. Цитируя постановщиков, это сказка про Снежную Королеву глазами мальчика Кая, которому в глаз и сердце попали осколки волшебного зеркала, сквозь призму которого он смотрел на мир и вечность. В роли Кая по словам Петра Мамонова "наш общий символ" Алексей Подольский. Остальные роли исполняет арт-группа "Слепые". Но главное лицо балета - сам г-н Мамонов, ведущий все действие. Помимо музыкальной деятельности, за плечами у Петра Николаевича роли в фильмах "Игла", "Такси-блюз", "Анна Карамазофф", "Нога", "Терра инкогнита" и "Время печали еще не пришло" - это на случай, если вы на секунду усомнились в мамоновском актерском даровании.
О чем говорится между строк? Обо всем, что волнует вас в настоящий момент: о смысле жизни и поиске себя, внутреннем мире, отчаянии, о том, что каждый прячет в глубинах подсознания, безысходности, пошлости, коричневых брючках и обо всем том, что вы сможете разглядеть самостоятельно. Кай здесь - не мальчик из волшебной сказки, а любой человек, которому в какой-то момент не повезло, и выглядит он соответственно, ему лет за 30, одет он в поношенный костюм, глыба льда в объятиях. Снежная Королева ходит по сцене на лыжах, а Человек-яйцо раскладывает шахматную партию сам с собой. При чем здесь балет? При том, что это рок-балет, а рок - это всегда неоднозначное и непредсказуемое шоу, невероятные импровизации и балансирование на грани реального мира и потустороннего. Вы в этом убедитесь, когда досмотрите постановку (1ч.40 мин) до конца.
И теперь - высказывания Петра Мамонова. Они стоят того, чтобы их прочитать до конца.
О смысле
Все, ребята, бессмысленно. И дети, и жена, и собственное 
здоровье, и «я построю дом, а состояние оставлю детям»! Только душа наша — 
единственное живое существо. И Господь над нами. 
Так уж случилось, что 
ничего мне уже не интересно. Даже вижу, что музыка моя любимая (а у меня большая 
коллекция виниловых пластинок — 1200 штук! Я очень люблю сесть один и часа три 
музычку послушать) тоже уже уходит. И думаешь: что ты в жизни успел увидеть? Зло 
видел, добро и любовь тоже видел. И что дальше? В городе-то ладно: в 8 утра 
встал, куда-то побежал, так и жизнь прошла. А в деревне поколол дрова, в студии 
поработал и садишься святых отцов читать. В книгах же все описано. Но не в том 
смысле, куда идти (потому что с этим как раз все ясно), а как действовать. Есть 
ведь правильное и неправильное. Вот ты и борись, чтобы быть больше с чистым. Эта 
работа и становится главной, занимает всю жизнь. Правда, у меня еще нет. Но вот 
в чем смысл жизни! Как маленький — встал утром, солнце светит, и тебе просто 
хорошо! Беспричинно! Ты что, будешь в три года водку пить, чтобы кайф 
поймать?!
О горизонтах
Я исполосован своей старой жизнью. 
Все приходится менять, потому что не получается так: мы, мол, будем жить 
по-новому, а вот одну эту привычечку оставим! Попробуй-ка — поверил в Господа, и 
назад?! И есть растерянность перед огромностью задач и этим брезжущим счастьем. 
Иногда бывают «форточки» — прет так, что никакой морфий не нужен! Ты просто 
сидишь на диване и три часа подряд тащишься! Но подобное очень редко случается. 
Наверное, за 6 лет было дней десять таких. Однако ведь были! Это Господь 
показывает, как может быть всегда. 
Все зависит от постоянной душевной 
работы. По правилам, следует утром час читать молитвы и вечером. И даже если 
днем особо не вспоминаешь об этом, все равно находишься за молитвами, как за 
каменной стеной. Потому что искренне обо всем хорошем для себя у Господа уже 
попросил. И значит Он даст. Сам ты только выбираешь между добром и злом. 
Господь, конечно, по-разному дает. Вот у меня теща от первой жены работала 
на ткацкой фабрике. Каждый день она вставала в 6 утра и шла на работу. А потом 
обстирывала и готовила на четыре дома. В полночь ложилась спать. И так в течение 
40 лет. И о себе — ни разу искренне! Обычный советский труженик. Вот промыслом 
Божим она — святой человек. Представляешь, какое это счастье — не думать о 
себе?! Это свобода! А какие горизонты открываются?! 
Как вообще Господь 
вытащил меня из города и привел в деревню? Не знаю. Что, у меня было осмысленное 
решение? Это просто вдруг упало. И первые 4 года мыслей на этот счет вообще не 
было! Но у каждого свой путь. Я вот однажды купил молитвенничек. Думаю: что они, 
деды наши и прадеды, там пишут? Начал читать и вижу: со всем согласен, это то, о 
чем я думал. С того все и пошло. И смысл появился: вечная жизнь и счастье 
всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай — это так, как каждый 
хочет. Если, конечно, тебе было сказано «приди»... А вот моему умершему товарищу 
приснился ад: серая пелена, и он тащит тележку, тащит. И хотя особых мук не 
было, но... 
О 
деревне
В Англии самая модная сейчас профессия — ботаник. А мы в 
Интернете висим! Это уже вчерашний день. Поэтому можно сказать, что я живу самой 
«продвинутой» жизнью: у меня настоящий рубленый дом, сам дрова рублю, баню 
топлю. Руки видишь? Правда, своего хозяйства — куры-гуси — пока нет. Говоришь, 
что в деревне общаться не с кем, потому что пьяницы кругом, но я отвечу: а я кто 
такой? Я и есть алкаш, самый натуральный. И там все мои родные. Ведь не важно, 
какой ты. Важно — что у тебя внутри. Вот человек на 25-градусном морозе 
ремонтирует мне машину («Мерседес-126», очень его люблю!). И я говорю ему: «На, 
Вадик, 200 рублей за то, что ты мерз». А он: «Петро, ты че?! Полтинник давай!». 
Так лучше я с таким пьяным буду дружить, чем с тем, кто скажет: «Але! Ты че мне 
мало дал?!». Там не важно — артист ты или нет. Какая разница? Нет, я не хочу 
идеализировать деревню. Но все очень просто: где денег меньше, там чище. Деньги 
— это всегда соблазн. Конечно, можно возразить: Петя Мамонов о деньгах 
рассуждает, а сам на «мерсе» ездит! Но если деньги получать, не думая о них, 
получать просто за работу — тогда нормально. У нас хутор, а рядом — деревенька 
(мы там еще детьми жили). Земли у меня — немерено! И прямо на участке — сосновый 
лес! А внизу — река. Красота неописуемая! Хотя, конечно, всякие люди в деревне 
есть. Васька, например. Я спрашиваю: «Вась, ты че сегодня трезвый?». Он 
отвечает: «Неудобно идти по улице, Петро! Все озираются, потому что Васька — 
трезвый!». 
О детях 
У меня трое сыновей. Старшему, от 
первого брака, — 26. Двум другим — 17 и 19. Они раньше в деревне жили. Сейчас 
учатся в городе. Но дом-то у нас там, поэтому надеюсь... Через 20 лет эти 150 
километров можно будет преодолеть за 10 минут! У нас с ними одни интересы. Это 
никакое не другое поколение. Другое — это когда... Вот Юрский — взрослый 
человек, а я — нет. Какая разница, что мне полтинник, а сыну — 20?! Ведь если он 
друг мне, то будет мне сын. А если «пап, дай денег!», зачем он мне нужен? Ну что 
я буду лукавить — мол, «кровь моя»?! Материалка это все, как ни ужасно это 
звучит. Лев Николаевич Толстой пишет в дневнике: «Ужасно страшно, невообразимо 
тяжело, когда жизнь начинает зависеть от материальных вещей, как-то: жена, дети, 
здоровье». Только дух. 
О горизонтах
Я исполосован своей 
старой жизнью. Все приходится менять, потому что не получается так: мы, мол, 
будем жить по-новому, а вот одну эту привычечку оставим! Попробуй-ка — поверил в 
Господа, и назад?! И есть растерянность перед огромностью задач и этим брезжущим 
счастьем. Иногда бывают «форточки» — прет так, что никакой морфий не нужен! Ты 
просто сидишь на диване и три часа подряд тащишься! Но подобное очень редко 
случается. Наверное, за 6 лет было дней десять таких. Однако ведь были! Это 
Господь показывает, как может быть всегда. 
Все зависит от постоянной 
душевной работы. По правилам, следует утром час читать молитвы и вечером. И даже 
если днем особо не вспоминаешь об этом, все равно находишься за молитвами, как 
за каменной стеной. Потому что искренне обо всем хорошем для себя у Господа уже 
попросил. И значит Он даст. Сам ты только выбираешь между добром и злом. 
Господь, конечно, по-разному дает. Вот у меня теща от первой жены 
работала на ткацкой фабрике. Каждый день она вставала в 6 утра и шла на работу. 
А потом обстирывала и готовила на четыре дома. В полночь ложилась спать. И так в 
течение 40 лет. И о себе — ни разу искренне! Обычный советский труженик. Вот 
промыслом Божим она — святой человек. Представляешь, какое это счастье — не 
думать о себе?! Это свобода! А какие горизонты открываются?! 
Как вообще 
Господь вытащил меня из города и привел в деревню? Не знаю. Что, у меня было 
осмысленное решение? Это просто вдруг упало. И первые 4 года мыслей на этот счет 
вообще не было! Но у каждого свой путь. Я вот однажды купил молитвенничек. 
Думаю: что они, деды наши и прадеды, там пишут? Начал читать и вижу: со всем 
согласен, это то, о чем я думал. С того все и пошло. И смысл появился: вечная 
жизнь и счастье всегда. Мне даже рай приснился! И знаешь, что я понял? Рай — это 
так, как каждый хочет. Если, конечно, тебе было сказано «приди»... А вот моему 
умершему товарищу приснился ад: серая пелена, и он тащит тележку, тащит. И хотя 
особых мук не было, но... 
Сейчас не читаю ничего, кроме этих книг, 
потому что скучно. Даже своих любимых — Толстого, Платонова! Хотя это ужасно, 
потому что все это старые мои друзья... В «Обломове», например, Илья любит 
Ольгу. Читаю и не понимаю, о чем написано! Будто на китайском языке! А когда мне 
пишут: что совесть не велит делать, от того и воздерживайся, — это попадает 
прямо мне в сердце, и я долго об этом думаю. 
О кино
С кино и 
сейчас дергают. Но такие же, как я. А что толку? Ну, сделаем очередную лепешку. 
Поэтому отказываюсь. Хотя ребята талантливые. Но у меня собственных идей 
хватает. Кино — это ведь режиссерское искусство: что режиссер скажет, то актер и 
делает. Как пешка. Я согласился бы сниматься, если бы кто великий позвал. Хоть 
«кушать подано» сказать, но лишь бы этой атмосферой подышать! А кто у нас 
великие? Они все наперечет: Бергман, Антониони. И моложе есть — французы всякие. 
Бессон, например. Из наших — Данелия еще жив. Правда, его последний фильм не 
очень-то меня зацепил. Однако Данелию я люблю. «Осенний марафон» — это высшее! 
Да и много он хорошего и подлинного сделал. Самое трудное ведь — снять обычный, 
простой фильм. Например, о том, как мы сейчас сидим. Почему мы, разные люди, 
здесь собрались? Это же фантастика! Попробуй такое кино снять! 
Михалков-Кончаловский делает кино под западное. Его «Сбежавший поезд» — 
фильм хороший, но это просто киноразвлечение. «Сибирского цирюльника» Михалкова 
не видал и смотреть не буду. А «Утомленные солнцем» — просто слащавая пилюля, 
обсосанная конфета. Разве так при Сталине жили? Даже эти наркомы?! У меня дед 
был нарком по рыбе. В 1935 году, слава Богу, в больнице умер. Поэтому семью не 
репрессировали. Ведь как было: одного брали, а страдала вся семья, причем 
намного поколений вперед! А что Михалков мне показывает? Как он дочку свою 
целует?! Надо мне на это смотреть! Я лучше поссать пойду... Хотя он отличный 
мужик. Я знаю его близко — вместе в футбол играли. И то, что он раньше делал, я 
очень любил. До сих пор мне нравятся его «Неоконченная пьеса...», «Родня». Хотя 
и там есть русская сопля: мы, мол, русские люди! Но плох любой фанатизм. К тому 
же, не таким мы оказались великим народом, раз терпим подобную х... над своими 
головами. Ладно бы — смирились по-божески и терпели. Но ведь терпим просто 
оттого, что лень, потому что на кого-то надеемся. Терпим от внутренней 
неряшливости. И я тоже терплю, хотя и стараюсь... 
О героях и 
уродах
Тяжело быть героем. И не надо, думаю. Но хоть не участвуй! Вся 
наша компания была хороша тем, что волею судеб ни в чем не участвовала. А как 
только кто-то становился участником, тут же погибал: или физически, или 
художественно. Например, едва пошли стадионные денежки, Витя Цой сразу разбился. 
А был — как солнце! И все свои ранние и истинные песни написал в 19–20 лет. Тот 
же Гребенщиков в 17 лет по Питеру как ангел ходил! Это был чистейший молоденький 
мальчик. Однако все происходило в 1972 году или около того. И вот в течение 20 
лет его отжимали... Теперь иногда с иронией говорят: «Вот, мол, какие песни 
пишут Боря и Макаревич!..». Но нет, ребята, этих не трогайте! Потому что они 
отдали вам всю свою жизнь. И стали уродами. Да. Что делать? Поживи-ка так 20 
лет! 
Вот я сейчас в деревне, на «чистяке» живу, и никаких стрессов у 
меня нет, но все равно изуродован. А эти все — мертвые люди. Впрочем, я очень их 
люблю, потому как они — настоящие герои. Они отдали все, что могли, всю свою 
душу. Не в себе оставили, не в семье... Но сам пустой остаешься — одна 
оберточка. 
О смысле
Все, ребята, бессмысленно. И дети, и жена, 
и собственное здоровье, и «я построю дом, а состояние оставлю детям»! Только 
душа наша — единственное живое существо. И Господь над нами. 
Так уж 
случилось, что ничего мне уже не интересно. Даже вижу, что музыка моя любимая (а 
у меня большая коллекция виниловых пластинок — 1200 штук! Я очень люблю сесть 
один и часа три музычку послушать) тоже уже уходит. И думаешь: что ты в жизни 
успел увидеть? Зло видел, добро и любовь тоже видел. И что дальше? В городе-то 
ладно: в 8 утра встал, куда-то побежал, так и жизнь прошла. А в деревне поколол 
дрова, в студии поработал и садишься святых отцов читать. В книгах же все 
описано. Но не в том смысле, куда идти (потому что с этим как раз все ясно), а 
как действовать. Есть ведь правильное и неправильное. Вот ты и борись, чтобы 
быть больше с чистым. Эта работа и становится главной, занимает всю жизнь. 
Правда, у меня еще нет. Но вот в чем смысл жизни! Как маленький — встал утром, 
солнце светит, и тебе просто хорошо! Беспричинно! Ты что, будешь в три года 
водку пить, чтобы кайф поймать?! 
О тяжелых вопросах
Где зло — 
там зло, там сразу будет рогатый. Значит, за преступление нельзя наказывать? 
Спорный вопрос. В жизни много тяжелых вопросов. Например, рассказывает по радио 
разведчик: их послали в тыл врага. Они уже крались за избами, как вдруг увидели, 
что пьяный рыжий немец тащит бабу, а за ней бежит ребенок: «Мама!». И вот немец 
берет ребенка за две ножки и — об угол. Разведчики выскакивают и стреляют... 
Тяжелая ситуация, да? Но для этого есть духовный отец, к которому приходишь и 
говоришь: «Батюшка, мой сосед 300 молоденьких елочек уничтожил, чтобы поставить 
себе красивенький заборчик. Что мне делать? Не могу я на это спокойно 
смотреть!». А он отвечает: «Безумного не вразумляй». 
Или — Чечня. Мысль 
об этом просто зудела: может, надо поехать за ранеными ухаживать? Просто 
замучился! Иду к батюшке, а он говорит: «Война — дело военных. Ваше место — 
трудиться на вашем месте». И — тяжести как ни бывало! 
О кризисе 
среднего возраста
У всех мужиков (кто, конечно, нормальный) все эти 
поиски происходят с 40 до 50 лет — кризис среднего возраста называется. Одни 
упираются, карьеру делают, здоровье кладут. Ну и что? У меня товарищ «мысленные» 
и хорошие стихи пишет, а по вечерам взахлеб пьет. Ему 56 лет, и он говорит: 
«Отними у меня стихи, и я умру». Однажды мы с ним о вере толковали. И он, во 
всем со мной согласившись, сказал: «Только нет еще у меня веры». Я ему: «Стихи — 
это начало». А он: «Чего-то лучшего хочется»... 
Как я сам раньше жил? 
Вот так и спал. Но тоже о чем-то думал, мечтал, стихи писал, иногда любил. Так 
все живут. Однако всегда испытывал чувство дисгармонии, дискомфорта — оттого, 
что в мире что-то не так. Правда, говорят, что это всем художникам свойственно. 
Поэтому и возникают беспричинная тоска и пьянство. А если бы раньше кто 
объяснил: вот, мол, почему, старичок!..
Страшусь ли смерти? Знаешь, как в 
молитве? — «Дай мне конец безболезненный и благий». Вот об этом и молю Господа. 
И больше тебе скажу: иногда жену пугаю, потому что хочется... Но каждому свой 
срок. Я раньше думал: почему на кресте череп и кости изображены? Потому что от 
всех твоих желаний в конце концов останутся только череп и кости. И будут лишь 
два слова — «прийди» или «отойди»... Христос сказал: как застану, так и возьму. 
Умереть можно в любую секунду. И поэтому всегда надо быть на стреме. Иначе вся 
проделанная тобой работа прахом пойдет.
В подборке использованы высказывания Петра Мамонова в минской "Деловой газете".
Материал подготовил Вадим ПОНОМАРЕВ, Guruken.Ru
28 и 29 января 2005 г., МХАТ им. Горького, 19.00. Цена билетов - от 500 до 3500 руб.

