10 итогов шоу-бизнеса 2015. Войны и миры

Только непосвященному наблюдателю могло показаться, что в России 2015 музыкальный год был блеклым.

Если судить по отсутствию супер-хитов уровня «Прованс», то так оно и есть. Но под спудом происходили очень важные события, которые хотелось бы не оставить вниманием.

10 итогов шоу-бизнеса 2015. Войны и мирые

1. В России не осталось мейнстрима

Русская попса окончательно утратила свои главенствующие позиции. Даже в захудалой провинциальной радиостанции находится место и рэпу, и року, и r'n'b, и шансону. Равно как и концертам на местных площадках. Качество и того, и другого оставляет желать лучшего, однако эпоха поп-титанов уходит в прошлое на глазах. Концерты отменяются, телезрители все чаще (особенно на ток-шоу) задаются вопросом: «а кто это такие вообще?».

Места титанов не хочет занимать никто. Потому что ресурсов нет. Скорее происходит парадоксальный обратный процесс: рэперы и рокеры мимикрируют в попсу, чтобы укусить кусок пирога пожирнее. Кое-что получается: часть массовой аудитории больше не пугается Басты, многие рокеры хотят быть патриотичнее Путина, свежие r'n'b однодневки попадают в ротацию массовых радиостанций. К музыке это все отношения не имеет, но доли айсберга действительно перераспределяет. При всеобщем таянии айсберга.

2. Схлопнулся рынок корпоративов

Падение корпоративов ожидалось, но не до такой степени. Даже в кризис 2008 года ситуация была лучше. Сейчас рынка просто нет. Есть отдельные заказы на отдельных артистов. А корпоративы как данность переместились в формат офисных посиделок с поглощением купленного в складчину шампанского и тортов, как это было в 90-е. Артисты там не нужны.

Восстановление рынка корпоративов вполне возможно. Через года два-три минимум. Но за это время огромная часть корпоративных артистов перестанет существовать, а на концертном поле они не пахари (особенно выпускники телешоу).

3. Телешоу выбирают самых неконкурентных

Если первые музыкальные телеконкурсы делали ставку на лучших вокалистов, то в последние годы победителями становятся только те, кто не составит конкуренцию топовым артистам. На шоу «Голос» Первого канала победил иеромонах Фотий, на «Главной сцене» канала «Россия 1» - Арсений Бородин (с рок-группой), на «Новой звезде» (мало кто ее смотрел) — Елена Лаптандер. Шансов стать вторым Биланом или Лолитой у них нет по определению, за то и победили.

Зато телешоу с показом новых имен очень заметно влияют на п.1. Даже на начальных этапах шоу зрители (многие впервые в жизни) видят профессионально поющих людей, значительно превосходящих умения членов жюри. Собираемость залов старой гвардии падает, авторитет «старой попсы» расшатывается в неустойчивом сознании «телепузиков» до состояния хаоса.

4. «Новая искренность»

Не побеждает пока, но начинает набирать значимую силу т. н. «новая искренность» - когда артист внутренне достаточно фальшив, но аудитория принимает его за «своего», поскольку сама точно такая же. Особенно это заметно в рэпе и r'n'b. Такое интонирование вызывает отторжение у более старшей аудитории, но подростки принимают его за исповедальность.

Акулы микрофона тоже чувствуют тренд, и начинают отчасти заимствовать элементы «новой искренности», чаще в ироническом подтексте. Возможно, в ближайшие годы это станет главным трендом в отечественной музыке, как стало в мировом r'n'b и рэпе. И безо всякой иронии.

5. Развал главной радиостанции страны

Весь 2015 год шоу-бизнес следил за скандалами вокруг «Русского радио». В лучших традициях снова поминаемых 90-х годов, коммерческую станцию захватил один из «авторитетных» светил ретро-музыки, причем не вложив даже рубля. Таких зигзагов у нас не было вообще никогда. Часть команды ушла на «Новое радио», часть уехала за границу.

Что будет с «Русским радио» - пока непонятно. Кроме Лепса, никто из звезд толком не вступился за главный генератор своего заработка. Что еще раз показывает абсолютную дезориентированность артистов относительно своего будущего, даже в самых радикальных проявлениях.

6. Поэт стал мега-радиомагнатом

Олигарх и поэт Михаил Гуцериев в 2015 году не просто расширил свою медиа-империю. Произошел качественный скачок. После покупки ранее станций Крутого и Ru.FM и почти половины «Золотых граммофонов» за песни своего сочинения, с покупкой «Радио Шансон» Гуцериев стал радио-Богом. За его песнями выстраиваются в очередь звезды. И понятно, почему — ротация обеспечена.

Песни у Гуцериева, кстати, вовсе не плохи. Дело в другом. Были раньше Боги — продюсеры, а теперь есть Бог — Гуцериев. Ощутите разницу.

7. Концерты стали яблоком раздора

Ведущие промоутеры придумали «Закон об основах концертной деятельности...» - и закипели страсти. Многие из возмущающихся даже не читали проект закона. И поэтому даже не знали, на что конкретно им стоило бы возмущаться.

А дело такое. Супер-концертники решили бороться с хаосом рынка, который до сих пребывает в архаическом состоянии. Продумали: концерты в залах от 400 квадратов надо делать под наблюдением саморегулируемых организаций (СРО), как у аудиторов, к примеру. Плюсы очевидны — зритель более защищен от отмены и мошенничеств (как это получилось у банков со страхованием вкладов), все в белую, охрана и возврат билетов по-европейски регламентирован.

Минусы тоже есть, но запальчивые артисты (не читая законопроект) не могут даже сформулировать их, как водится в матушке-России. Между тем, законопроект не делает разницы между организатором-артистов и организатором-посредником, чересчур широко трактует само понятие концертной деятельности (школы с большим актовым залом тоже подпадают), и даже бесплатные концерты под него подводятся. Но здравых реплик в обсуждении не слышно. Не пасть бы артистам жертвами своей же вспыльчивости…

8. Объектом единой ненависти стало РАО

Тут сошлись все — артисты, авторы, зрители, журналисты, даже чиновники. Деятельность РАО, а заодно и смежных ВОИС и РСП настолько непрозрачна и внешне коррумпирована, что возмущены все. Глава РАО Федотов даже оправдаться толком не смог, а когда выяснилось, что он недавно прикупил старинный замок в Шотландии, от него отступились даже потенциальные сторонники.

Между тем, РАО или его аналог в России необходим, - но в футбольном мире никто из-за якобы проворовавшегося Блаттера не разгоняет ФИФА. Проблема, как обычно, в судебной системе. Ни одного дела против Федотова не возбуждено даже, и против его всемогущей мамы тоже, - тогда к чему эти страсти? Конечно, хотелось бы ухода Федотовых, - но надо же сделать хоть что-нибудь для этого! А пока все напоминает нашумевшую историю с фильмом о Чайке — все понимают, что вокруг неладно, но власти не делают даже попытки разобраться.

9. Электроника или живаго?

Музыканты тоже поделились на норки. Многие ушли в сугубо компьютерный электронный звук, а кто-то от него категорически отказался, и играет живым звуком.

Проблема в том, что для российского зрителя до сих пор никакой разницы нет. Даже если они знают о «фанере», то не считают это криминалом. Знаете, почему? Потому что условная группа «Алиса» не приезжала в условный город Балахна ни-ког-да. А неусловная Москва уже привыкла к формату «телесъемки», когда живой звук и не подразумевается.

Хуже другое. В жирные годы топовые музыканты не считали ненужным возить с собой живой состав музыкантов. А в кризисном 2015 году очень многие от этого просто отказались. Идя навстречу пожеланиям зрителя насчет цены билета. И кто за это их осудит?..

10. У молодых появился невиртуальный шанс

Молодых артистов, которые предлагают индивидуальный товар, сегодня как никогда мало. Зато очень много пустопорожнего товарняка. Пример на «Голосе» с Варварой Визбор, хронически поющей мимо нот, зато остро-индивидуальной, обратил внимание на себя многих.

Вообще умная и бойкая молодежь нынче в музыканты не стремится. Есть более доходные профессии. Те же, кто все-таки стремится, имеют огромные шансы. Все до единого бездарные герои хипстеров из условной «Афиши» провалились в небытие, а в масскульте новых героев почти нет. Желающим стать новыми Земфирами и Киркоровыми путь открыт. Но в 2015 году своих шансов они не использовали. Значит, джек-пот еще более вырос.

Гуру КЕН

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Допустимые HTML-теги: <em> <strong><ul> <li><p><br><i><b>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.